«Антимонопольные органы БРИКС должны больше полагаться на собственный исследовательский центр»

Фото: Центр БРИКС
Фото: Центр БРИКС

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Центр БРИКС) 9–10 октября провел в Нью-Дели VIII Конференцию по регулированию и развитию конкуренции CUTS-CIRC. Мероприятие организовано совместно с партнерами центра — старейшими исследовательскими институтами Индии в области защиты потребителей — центром CUTS International и Институтом регулирования и конкуренции CUTS (CIRC).

Партнерами конференции также стали Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейский университетский институт (EUI). Мероприятие прошло при поддержке Комиссии по конкуренции Индии (CCI) в преддверии Международной конференции по конкуренции под эгидой БРИКС.

В дискуссиях приняли участие ведущие эксперты из ООН, ОЭСР, антимонопольных органов стран БРИКС, ЕАЭС, Узбекистана, Малайзии, Египта, африканских региональных объединений КОМЕСА и ЭКОВАС, а также ученые и общественные деятели из Индии, Китая, Гонконга, Франции, Италии, России, Бразилии и других стран — всего было представлено 26 государств. 

Набирающий силу многоаспектный кризис (polycrisis), вызванный пандемией, разрастающимися вооруженными конфликтами, изменением климата и разбалансировкой мировой экономики, создает новые вызовы и для антимонопольной политики по всему миру. Для антимонопольных регуляторов на первое место выходят социально чувствительные области экономической жизни — здравоохранение, сельское хозяйство, образование, цифровое развитие и т.д. Именно эти аспекты в работе антимонопольных регуляторов и стали ключевыми для обсуждения.

Тереза Морейра, руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политике Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), открывая конференцию, подчеркнула усилия организации по включению развивающихся стран в равноправный диалог о выработке правил мировой экономики с ведущими мировыми державами. Современный крайне поляризованный мир как никогда нуждается в инструментах повышения солидарности и сотрудничества, отметила она. У антимонопольной политики, в свою очередь, есть большой потенциал для инклюзивного международного сотрудничества с целью выравнивания условий для добросовестной экономической конкуренции и преодоления неравенства в мире, как это предусмотрено Соглашением ООН о принципах и правилах защиты конкуренции 1980 года — единственным на сегодняшний день универсальным международным договором о защите конкуренции, убеждена Тереза Морейра. Госпожа Морейра подчеркнула также ключевую роль Антимонопольного центра БРИКС в изучении проблем конкуренции на продовольственных рынках в мире — одном из важнейших социально значимых секторов мировой экономики сегодня. «Именно коллеги из Антимонопольного центра БРИКС впервые подняли острую проблематику работы глобальных продовольственных цепочек на уровень международной антимонопольной дискуссии на площадке ЮНКТАД в 2015 году и с тех пор продолжают вести эту тему в сотрудничестве с ключевыми развивающимися странами, что вселяет надежду на так необходимую сегодня более эффективную антимонопольную политику на мировых продовольственных рынках», — заключила госпожа Морейра.

Руководитель антимонопольного ведомства Египта Махмуд Момтаз и экс-руководитель антимонопольного ведомства ЮАР, профессор Университета Витсватерсранд (Йоханнесбург) Тембинкоси Бонакеле также отметили крайнюю важность фокуса международной антимонопольной дискуссии на продовольственной тематике с акцентом на работу глобальных цепочек поставок, особенно в сфере оборота таких ключевых продовольственных товаров, как зерно, чему, в частности, был посвящен доклад Алексея Иванова, директора Центра БРИКС.

Фото: Центр БРИКС

В своем докладе он описал ключевые антимонопольные вызовы для международной торговли зерном, такие как олигополия глобальных зерновых трейдеров, асимметрия информации и спекулятивное ценообразование на биржевых и внебиржевых рынках деривативов, экспортные ограничения, множественные барьеры входа и узкие места в логистике и т.д., и предложил возможные совместные меры антимонопольного реагирования на эти вызовы со стороны стран БРИКС в расширенном составе, куда вошли Египет, Иран, Саудовская Аравия и Аргентина — важные участники мирового продовольственного рынка. 

Профессор Института политических исследований (Science Po, Париж) Дина Вакед также отметила возрастающую роль учета работы глобальных продовольственных цепочек в антимонопольном анализе, что крайне важно именно для развивающихся стран, все еще живущих с традиционной «чикагской» методологией анализа рынков, закрепленной в их праве в 1990-е годы в период широкого распространения антимонопольного регулирования в мире.   

Важная дискуссия на конференции развернулась и по вопросам регулирования цифровых платформ и экосистем, которые играют все возрастающую роль в экономике. В сессии с участием руководителей антимонопольных ведомств Казахстана, Узбекистана и России научный сотрудник Центра БРИКС Дарья Котова представила наработки в сфере регулирования экосистем на примере компании «Яндекс», фокусируясь на проблемах алгоритмического ценообразования в сфере услуг такси на рынках указанных стран. Проблему алгоритмического ценообразования как способа усиления рыночной власти осветил на сессии и профессор Университета Гонконга Томас Ченг. Схожие вопросы подняты и в исследовании рынка, проведенном Комиссией по конкуренции Индии, также представленном на конференции. 

Лекарственное обеспечение, и в особенности доступ к современным инновационным препаратам, в развивающихся странах существенно затруднено в силу ригидного международного режима интеллектуальной собственности, разбалансированного в пользу глобальных фармацевтических компаний, отметила в своем выступлении советник по интеллектуальной собственности Лина Менгхани из международной гуманитарной организации «Врачи без границ» на сессии по здравоохранению. С ее мнением согласился профессор Университета Мумбаи, один из ведущих специалистов в области биологических препаратов в Индии Самир Кулкарни. Представители антимонопольных регуляторов высказались за более активную работу по пересмотру международных правил охраны интеллектуальных прав с целью снижения рентных доходов глобальных монополий и в целом снижения монополизации ключевых научных достижений в области биотехнологий для более активного инновационного развития данной сферы в мире, за что также многие годы адвокатирует в России и на международном уровне Центр БРИКС.

Фото: Центр БРИКС

В заключительной сессии конференции профессор Нью-Йоркского университета Элеанор Фокс и председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни также отметили важность выработки новых подходов к антимонопольному регулированию социально значимых рынков в текущих условиях. «Антитраст за последние 25 лет торжества “вашингтонского консенсуса” практически самоустранился от решения ключевых проблем современности, и это очень плохо для мировой экономики и общественного развития», — заключила Элеанор Фокс. Помочь преодолению этой негативной тенденции, по ее словам, может большее вовлечение в диалог о новых принципах антимонопольного регулирования развивающихся стран. 

Заместитель руководителя антимонопольного ведомства ЮАР Хардин Ратшисусу в своем заключительном слове поддержал представленную на конференции Еленой Ровенской, программным директором Международного института прикладного системного анализа (IIASA), совместную инициативу Центра БРИКС по полноценному включению в антимонопольный анализ целей устойчивого развития ООН (sustainable development goals) как важных неэкономических показателей эффективности антимонопольного правоприменения. По его словам, учет общественных интересов развития в ЮАР в антимонопольной политике уже дал значимый результат, повышая вовлечение в экономическую жизнь исторически угнетенных слоев населения и снижая экономическое и социальное неравенство. Более системное включение целей устойчивого развития во всем их многообразии в антимонопольный анализ поможет распространить успешный опыт ЮАР на другие страны и создать условия для инклюзивного развития антимонопольного права в мире, заключил Хардин Ратшисусу. 

«Чрезвычайно важно создать новый тип консенсуса, при котором общее благо действительно имеет значение. Пришло время нового антимонопольного законодательства. Оно должно стать инструментом для решения социальных проблем, реальным инструментом антикризисной политики», — согласился с ним в своем заключительном слове Алексей Иванов. Аналогичную точку зрения высказал и комиссионер антимонопольной комиссии Бразилии Виктор Оливейра Фернандес, который напомнил, что в следующем году Бразилия будет председательствовать в G20, что позволит вынести чаяния антимонопольных экспертов и регуляторов также на политический уровень. 

Антимонопольные ведомства стран БРИКС объединяются

Там же, в Нью-Дели, после завершения конференции CUTS-CIRC, 12–13 октября прошла Международная конференция по конкуренции под эгидой БРИКС. Она проводится раз в два года и служит платформой для развития взаимного обучения, сотрудничества и обмена опытом между антимонопольными органами стран БРИКС. 

На открывающей пленарной сессии руководитель ФАС России Максим Шаскольский отметил важность экспертной поддержки деятельности конкурентных ведомств БРИКС, которую оказывает Антимонопольный центр БРИКС. «Предлагаю более активно использовать потенциал центра и привлекать к совместной работе его экспертов. Убежден, что симбиоз практических навыков антимонопольных органов и научных знаний экспертов центра будет способствовать совершенствованию антимонопольного правоприменения в странах БРИКС», — сказал глава ФАС. Его поддержал и Хардин Ратшисусу: «Антимонопольные органы БРИКС должны больше полагаться на собственный исследовательский центр, который готов оказать экспертную поддержку по целому ряду сюжетов и направлений, где он уже является ведущей экспертной организацией, работающей на международном уровне». 

Тема Целей устойчивого развития ООН была продолжена и на сессии «Устойчивое развитие и изменение климата: новые измерения в конкурентном праве», в которой выступил с докладом Алексей Иванов.

Фото: Центр БРИКС

Термин «устойчивое развитие» в контексте антимонопольного регулирования в основном связан с зеленой повесткой. При этом среди 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), обозначенных Организацией Объединенных Наций (ООН), только 13-я напрямую связана с изменением климата. Остальные ЦУР посвящены борьбе с бедностью и голодом, а также обеспечению доступа к медицинской помощи и образованию, сокращению неравенства и т.д. Однако антимонопольное законодательство пока не охватило в должной мере всю проблематику устойчивого развития, а главное, до сих пор не включило эти цели в свой аналитический инструментарий в качестве неэкономических показателей, отметил Алексей Иванов. 

Апелляция к экологической устойчивости стала своеобразной защитой от антимонопольного регулирования для крупных компаний, которые нередко маскируют за этим щитом свои антиконкурентные практики. Посыл сконцентрироваться именно на экологическом аспекте ЦУР в основном исходит из развитых стран, в то время как для развивающихся стран большее значение имеют социально-экономические проблемы.

«Такой в определенной степени экологический уклон в применении ЦУР становится проблемой для конкуренции в мире», — подчеркнул Алексей Иванов. Так, многие нормативные документы, которые разрабатываются и принимаются антимонопольными органами развитых стран, прямо исключают другие параметры устойчивости, кроме экологического, добавил он. Необходимо вспомнить про остальные 16 ЦУР и инкорпорировать их в систему конкурентного права. Тогда ЦУР могут стать не только защитой для монополий от вмешательства регуляторов, но и инструментом проактивного правоприменения. Сходным образом инновации стали инструментом, который антимонопольные органы использовали для обоснования мер антимонопольного реагирования при рассмотрении сделки Bayer — Monsanto в 2017–2018 годах. Например, в России, Индии и ЮАР для одобрения сделки от Bayer также потребовали пойти на определенные шаги по стимулированию инновационного развития своих потенциальных конкурентов — маленьких игроков в странах БРИКС. 

Ценности устойчивого развития — это тот самый неэкономический интерес, который должен защищаться антимонопольным законодательством, убежден Иванов. В этом смысле ЮАР может служить примером страны с прогрессивным подходом к регулированию. Закон о конкуренции ЮАР содержит положения об учете общественных интересов, а недавно был опубликован обновленный проект руководства по оценке сделок M&A, согласно которому такие общественные интересы необходимо учитывать наряду с прямым воздействием на экономические аспекты конкуренции. Антимонопольный центр БРИКС совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA) готовит в настоящее время доклад о возможности комплексного учета ЦУР в антимонопольном регулировании. В окончательном виде доклад будет представлен в ноябре на антимонопольной конференции в Рио-де-Жанейро, организованной антимонопольным ведомством Бразилии совместно с университетом FGV. 

Дата публикации: 19.10.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: