Педагоги, которые играют в игры: как использовать инструменты обучения через развлечение

Фото: iStock
Фото: iStock

Современные потребители охотнее тратят деньги на впечатления, чем на вещи. «Какая разница, сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу», — считают они. Пока психологи и социологи обсуждают, как оценивать эту тягу к развлечениям, маркетологи научились ее эффективно использовать. Теперь и в сфере образования.

Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ организовал вебинар на тему «Применение элементов экономики впечатлений при формировании финансовой культуры». С докладом выступила сотрудник Межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ — Пермь Кристина Чашникова.

Как показывают исследования, 78% миллениалов охотнее тратят деньги на впечатления, чем на вещи. «Сегодня мы не просто идем в магазин за зернами кофе, мы идем в кофейню получать определенный опыт, идем за впечатлениями», — пояснила Кристина Чашникова.

Теоретической базой экономики впечатлений служат работы основоположников метода — Джеймса Х. Гилмора и Джозефа Б. Пайна. Впервые термин «экономика впечатлений» был концептуализирован в их книге “The Experience Economy: Work Is Theater & Every Business a Stage” («Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие»), изданной в 1999 году и ставшей бестселлером.

Авторы предложили заменить привычный процесс покупки товара или услуги на инсценировку, где продавец выступает в роли актера, а покупатель — гостя. При этом сам процесс дарит некие яркие запоминающиеся ощущения, которые и имеют ключевое значение в концепции.

Таким образом, под экономикой впечатлений понимается модель развития экономики, где центральным звеном является учет желания клиента получать эмоции от покупки товара или услуги.

Принято выделять четыре аспекта впечатлений: развлечение, эстетика, обучение и эскапизм (избегание обыденности, уход в иную реальность).

Кристина Чашникова

«Представленные аспекты впечатлений вовсе не исключают друг друга, a, напротив, часто смешиваются в неповторимом сочетании и взаимно усиливают друг друга», — подчеркнула докладчица.

Впечатления создаются здесь и сейчас, они не имеют «срока годности». При этом они всегда индивидуальны и создаются при непосредственном участии потребителя.

Чаще всего этот подход применяют в сферах туристского бизнеса и индустрии гостеприимства, но он хорошо показывает себя и в любой другой области, в том числе в образовании.

В обучении выделяют три основных подхода, расположенных на стыке областей. Edutainment (обучение + развлечение) направлен на удержание внимания, Eduscapist (обучение + эскапизм) предполагает смену контекста, а Edusthetic (обучение + эстетика) прививает вкус.

При обучении применяют интерактивные методы и используют игровые форматы, направленные на организацию получения удовольствия от процесса. Ученикам дается и поощряется возможность высказаться, применить свои творческие навыки. Таким образом формируется интерес к получению знаний, причем их получают не только из учебников. Ученики играют в различные игры, для них организуют выездные занятия. В классе создают уютную обстановку и доброжелательную среду.

Исследователи применения данного подхода в образовании отмечают, что зарождается новая модель обучения, при которой процесс должен определяться деятельными учениками, их инициативной активностью. Ученики становятся соучастниками этого процесса, обучение вовлекает в процесс их ум (для интеллектуального образования) и тело (для физической подготовки).

На сегодняшний день применяются такие методики экономики впечатлений, как просмотр фильмов и видеороликов, приглашение внешних экспертов по теме, игровой формат занятий, решение задач и кейсов, дебаты, обсуждения, круглые столы, экскурсии в тематические музеи, поездки на тематические экскурсии, мозговой штурм и практические задания.

Все эти методики могут применяться и в процессе обучения финансовой грамотности, отметила Кристина Чашникова. Они помогут эффективнее сформировать финансовую культуру, для чего особенно важно создавать финансово грамотные паттерны поведения.

Фото: iStock

На сегодняшний день при формировании финансовой культуры применяют такие инструменты экономики впечатлений, как мультфильмы и подкасты для детей, тематические медиа, настольные, компьютерные и мобильные игры, а также обсуждение примеров из литературы.

Причем с детьми разбирают не только специально написанные, но и обычные книги: сберегательное поведение на основе басен Крылова, мошенничество в произведениях Гоголя, стратегическое планирование в сказках Пушкина.

«Вне зависимости от типа литературы, будь то классическое произведение из школьной программы или тематические развивающие книги, эксперты акцентируют внимание на необходимости проведения рефлексии и обсуждения прочитанного детьми материала с родителями или преподавателями. Данный метод хорошо применим в домашнем обучении ребенка, а также может быть успешно интегрирован в школьную образовательную программу», — подчеркнула докладчица.

Хорошие результаты дают игровые технологии. Помимо того что процесс получения знаний во время игровой деятельности маскируется под увлекательное времяпрепровождение, финансовые игры имеют низкий порог вхождения и не требуют от игроков обязательной теоретической подготовки по теме. Использование игр стимулирует умственную активность, повышает интерес к поиску новой информации, придает живой характер знанию и побуждает учащихся к самообразованию.

Сейчас линейка финансовых игр уже не ограничивается «Монополией» — индустрия шагнула далеко вперед. Например, материалы и методические наработки по играм и игровым занятиям на тему финансовой грамотности открыто предоставляет Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

Ролики, мультфильмы и подкасты для детей создает просветительский ресурс Банка России «Финансовая культура» (fincult.info), а также Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина России, образовательно-просветительский портал «Мои финансы». Минфин, Центробанк и другие ведомства совместно с бизнесом создают проекты в сфере тематических медиа.

Кроме того, Кристина Чашникова упомянула такие проекты, как онлайн-музей «СтопПирамида», созданный Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров в просветительских целях, и виртуальный Музей налогов (г. Владимир), созданный студентами и преподавателями Юридического института Владимирского государственного университета, — просветительский проект, направленный на формирование налоговой культуры населения.

«Сейчас для педагогов существует огромная масса того, что можно применять в качестве развлечения. Но мы этим не ограничиваемся, процесс обучения не должен состоять только из игр и только из приятных впечатлений. Мы не забываем и о классических методах обучения — лекциях и решении задач, они формируют основной базис знаний по финансовой грамотности. Различные проекты у нас для лучшего запоминания», — резюмировала Кристина Чашникова.

Дата публикации: 12.02.2024

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: