Метод погружения: как студенты открывали тайны лимнологии на Байкале

Седьмая геолого-геофизическая экспедиция научно-образовательного проекта Class@Baikal-2022 проходила в формате плавучего университета. Студенты и аспиранты совместно с опытными учеными две недели исследовали осадочные породы самого большого озера в мире. В экспедиции принял участие Александр Милкус, заведующий Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ. Подробности — в материале HSE Daily.

Идем налево

— Чпок! — за кормой раздается удар, и под плывущим за нами буем возникает бирюзовый пузырь и уходит куда-то в глубину. Это стреляет пневмопушка. Стреляет каждые 4 секунды.

Неделю мы шли галсами по Байкалу. За кормой у нас располагалась целая флотилия — буи с пушкой, «косы» — длинные прозрачные трубы с датчиками, вслушивающимися в сигнал, отраженный от осадочных пород под дном озера. И чтобы все эти непростые устройства не попали под винт научно-исследовательского судна «Г.Ю. Верещагин» Лимнологического института СО РАН, поворачивать мы могли только влево.

Для справки

Лимнология — наука об озерах.

Что и зачем происходило на «Верещагине»? Седьмая геолого-геофизическая экспедиция уникального научно-образовательного проекта Class@Baikal-2022. И проходила она в формате плавучего университета. Это когда на борту рядом с опытными учеными — на этот раз ими были Григорий Ахманов (МГУ), Олег Хлыстов (Лимнологический институт), Анна Пятилова (МГУ), Марина Соловьева (МГУ) — плечом к плечу работают молодые исследователи, студенты и аспиранты.

Мы ежимся от ветра на палубе НИС, рядом полощется флаг экспедиции Class@Baikal-2022. Ее руководитель, директор Учебно-научного центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике, доцент геологического факультета МГУ Григорий Ахманов объясняет:

— Экспедиция состоит из двух этапов. Первый этап готовился более двух лет. Это один из самых амбициозных проектов среди геологических исследований глубоководной части Байкала за последние 20 лет. Нам удалось организовать беспрецедентные сейсмоакустические исследования верхней части разреза осадочного выполнения южной и средней котловины озера. Работали круглые сутки, в результате удалось прослушать профили озера длиной больше 850 км. Получен уникальный геофизический материал.

Во время второго этапа, геологического, работа была совсем другая. Геофизиков, установивших сложное оборудование, сменили геохимики и нефтяные геологи. У них тоже были профильные открытия. Посчастливилось увидеть, как нефть сочится сквозь донные отложения и всплывает на поверхность воды. Подержать в своих руках и поджечь лед, который горит ярким пламенем (кристаллы газовых гидратов), — да, вот такая удивительная реакция происходит! И рассмотреть, пощупать редчайшие железо-марганцевые конкреции, проследить, как диагенетический вивианит на глазах меняет цвет с белого на насыщенно-бирюзовый. Все это — уникальные природные формы и явления, с которыми мало кто даже из маститых геологов встречался лично.

Александр Милкус и Григорий Ахманов с коллегами. Все фото: Александр Милкус

А еще студенты открыли прежде неизвестные скопления гидратов у подножья донной структуры «Голый» на границе южной и центральной котловин озера. Впервые опробованы и описаны отложения древних придонных течений озера и трех каньонных комплексов единой осадочной системы. Впервые в самой глубокой точке Байкала измерены скорости придонных течений самым точным на настоящее время современным гидрологическим оборудованием.

Да, казалось бы: Байкал — самое знаменитое в мире озеро, и оно должно быть изучено вдоль и поперек. Но это совсем не так. В озере еще много загадок. И на дне, и в толще воды. Для исследователей работы если не море, то целое огромное озеро.

И тут возникает вопрос: а что в экспедиции делал представитель НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании Александр Милкус? Вышка, как известно, пока еще геологов не готовит.

— Не готовит – это да. А вот содействие в подготовке молодых ученых самых разных специализаций оказывает очень активное, — поясняет Александр. — А для того чтобы студенты увлеклись наукой, они должны пройти два этапа. Первый — узнать, что такие науки существуют, причем хорошо бы, чтобы они погрузились в особенности узких специализаций, которых сейчас сотни. А второй этап — пощупать эту науку еще во время учебы, чтобы понимать, что их ждет после получения диплома. И вот эта задача, информационная, как раз для медиа.

Что такое плавучий университет?

Плавучий университет — это российская образовательная технология, основанная на принципе «обучение через исследования». То есть непосредственно в рейсе, в море, на реке или озере. Первым плавучим университетом был совместный проект ЮНЕСКО — МГУ, который начался еще в 1991 году. Время для науки было непростое. Но наши ученые понимали: как бы ни было сложно, обучать молодых исследователей нужно. И не через обычную практику на судне, когда молодой человек пару недель провел на борту, а потом благополучно позабыл все, кроме впечатлений от морского бриза. Возникла идея поручить молодежи полноценные научные исследования. Но под руководством опытных ученых.

В этом году экспедиций в формате плавучего университета проходит несколько. Кроме Байкала, исследования идут в Карском, Баренцевом и Белом морях, на Волге и на Балтике. Планируются экспедиции еще севернее — в море Лаптевых. В них участвуют несколько сотен студентов и ученых из разных вузов и научных институтов.

НИС  Г.Ю. Верещагин работает на Байкале с 1963 года

— Нынешние участники экспедиций понимают: каждый рейс должен сопровождаться информационной поддержкой. Коллегам, оставшимся на берегу, будущим исследователям интересно, что происходит на борту НИС, — объясняет Александр Милкус. — Раньше достаточно было подготовить отчет через несколько месяцев после возвращения. Теперь возможности мультимедиа позволяют вести дневник практически в режиме реального времени. На борту «Верещагина» я помогал участникам экспедиции готовить дневник. Мы придумывали, как поинтереснее рассказывать о сделанных с пылу с жару открытиях. Тогда возникает ощущение соучастия с исследователями. И желание пройти отбор со своими проектами, чтобы попасть на борт плавучего университета в следующем году. Замечу, что были студенты-геологи, которые писали тексты и монтировали видео не хуже наших выпускников — факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Что в общем-то подтверждает тезис: навыки работы с мультимедийным контентом нужны представителям самых разных профессий.

В этом году, рассказывают в Ассоциации плавучих университетов России, практически во всех экспедициях вместе с исследователями — геологами, океанологами, этнографами, орнитологами, экологами, метеорологами, историками (обычно в рейсах формируются отряды с разными специализациями в зависимости от целей) — работали журналисты, операторы, фотографы. В отличие от прежних лет, когда популяризация научных исследований, профориентация, оперативное информирование о работе ученых казались чем-то второстепенным, сегодня специалисты по мультимедиа — полноценные, важные участники научных походов.

Дата публикации: 21.07.2022

Автор: Александр Милкус

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: