Ничейный человек: почему финансового директора «все немножко не любят»

Фото: iStock
Фото: iStock

Выпускник Вышки и финансовый директор «Яндекса» Александр Балахнин провел встречу со студентами НИУ ВШЭ и рассказал, чем отличается работа в инвестбанке от работы в финансовой корпорации и как сохранять паритет между интересами акционеров, компании и менеджмента.

Александр Балахнин — выпускник факультета экономических наук НИУ ВШЭ. В 2000-2010-х гг. он работал в американском инвестиционном банке Goldman Sachs, сначала в российском, потом в британском филиале. В 2017 году вернулся в Россию и устроился в Яндекс, где со временем стал финансовым директором. 

Финансовая корпорация & инвестбанк

Свою работу в Яндексе Александр Балахнин приравнивает к работе в финансовой корпорации. И сравнивает ее с работой в инвестбанке на основе собственного опыта.

1. Время работы

В инвестбанках много рабочих часов на ранних этапах работы. Однако, по мере карьерного роста, времени на работу приходится тратить все меньше. В финансовых корпорациях наоборот. «Доходит до смешного: по мере того, как вы становитесь все более и более «сеньорными» (опытными сотрудниками — Ред.), в инвестбанке рабочие часы становятся меньше, а в финансовой компании больше», — говорит Александр Балахнин.

В финансовых корпорациях сотрудники порой работают по 12 часов в сутки. 

2. Уровень ответственности и стресса

Стресс у сотрудника инвестбанка может возникнуть, если он даст неправильный совет своему клиенту, однако это будут скорее всего переживания личного характера — серьезной ответственности за ошибочные рекомендации работник не понесет. 

«Если они (клиенты) последуют этому совету, во-первых сами бы думали, во-вторых, если они последовали неправильному совету и вышли из бизнеса, их место кто-нибудь другой заберет», — рассуждает Александр Балахнин. 

А вот в финансовой корпорации решения принимаются один раз и навсегда. Потому сотруднику нужно детально заранее продумывать каждый шаг. В то же время оценить, насколько было верным то или иное решение, работник финансовой корпорации чаще всего не может — слишком много вариантов развития событий от каждого действия. 

3. Текучка кадров

В инвестбанках тяжело сохранить рабочее место. Однако навыки, которые приобретает сотрудник за время работы, почти гарантируют ему трудоустройство в других компаниях. 

4. Карьерный рост

В инвестбанках более прогнозируемый карьерный рост, чем в финансовых корпорациях, уверен Александр Балахнин. По его словам, переход на следующую ступеньку занимает около 2-3 лет. 

В финкорпорации трек может быть гораздо более стремительным. Особенно если это молодая организация.

«Вы будете рядом с принятием тяжелых решений, вы будете рядом с большой ответственностью, это будут знать влиятельные люди в компании на всех уровнях, и ваша карьера вырастет даже в рамках большой компании. А если вы внутри компании, которая только-только зарождается и быстро растет, если корпорация в итоге успешна, вы имеете шансы сделать карьеру, которая существенным образом опережает все, что происходит в инвестбанках», — подчеркивает эксперт. 

5. Интересные задачи

По мнению Александра Балахнина, финансовые корпорации не дают сотрудникам разнообразных задач, в отличие от инвестбанков. «Одни клиенты пришли, другие ушли. Это все время вращающаяся дверь разных ситуаций, с которыми ты имеешь дело. То есть они разнообразны. И это дает интересный фокус с точки зрения сложности задач», — добавляет он.

Фото: iStock

6. Оплата труда

На данный момент уровень зарплат в финансовых корпорациях и в инвестбанках приблизительно равен.

7. Развитие разных навыков

«Работая в инвестбанке, можно получить разные навыки, которые могут быть применены в разных компаниях. А если вы пришли в корпорацию и занялись, например, казначейством, то это разные казначейские задачи, но в одной компании», — говорит Балахнин. Навыки, получаемые в корпорации, по словам эксперта, более узконаправленные. 

Финансовая система крупной корпорации

Как устроена финансовая система внутри большой компании можно разобрать на примере Яндекса. По словам Александра Балахнина, она состоит из нескольких важных функций: 

1. FP&A – финансовое планирование и анализ.

«Это не просто бюджетирование, составление плана, это интеллектуальное наполнение всего бюджетного процесса», — подчеркивает эксперт. Данная функция не только дает информацию о всех показателях бизнеса, но также оценивает целесообразность любых трат и решений в компании.  

2. Налоговая служба. 

Эта функция одобрения решений и действий внутри компании. «Я, сделав несколько тяжелых проектов в компании, могу точно сказать, что если у вас чего-то получится или не получится сделать в плане тяжести проектов, это будет с вероятностью 70-80% из-за налогов. То есть налоги смогли это провернуть (и у вас пошел проект) или налоги просто поставили крест на этом (проекте) и все», — говорит Александр Балахнин.

3. Казначейство.

Кроме привлечения и размещения заемных и временно свободных средств в компании, казначейство занимается еще оперированием всеми денежными потоками в компании. 

Помимо фиксации финансовых операций, казначейство следит за тем, чтобы каждое юрлицо внутри группы компаний имело средства на счетах во избежание банкротства. 

«Важно помнить, что компания никогда не может пройти через ноль. У нее всегда должны быть деньги. Как только она проходит через ноль, это то же самое, что у человека остановилось сердце. Она перестает быть той компанией», — предупреждает Балахнин.

4. Бухгалтерия.

Развитие данного инструмента важно для B2B клиентов. Если бухгалтерия работает плохо, бизнесы не будут получать от компании все необходимые закрывающие документы. Это приведет к тому, что компании не захотят работать с такой компанией.

5. Аудит и внутренний контроль. 

Данные системы позволяют сопоставить отчеты с реальностью внутри компании. Контролируется выручка, доходы и расходы, закрываются риски.

6. Риск-менеджмент. 

«Прибыль – плата за риск. Но любой риск должен быть идентифицирован, оценен и принят. И это помогает делать внутренний аудит», — отмечает финдиректор «Яндекса».

Финдиректор и его роль

«Будучи финансовым директором, вы на самом деле отвечаете перед акционерами, перед менеджментом и отвечаете за компанию. Интересы всех этих ребят очень разные, — отмечает эксперт. — Вы должны в каждый момент времени балансировать эти три направления, объединить их, компанию и время». Эту позицию Александр Балахнин называет «ничейный человек».

Фото: iStock

«Концепция создания долгосрочной стоимости и ведение диалога с разными крупными участниками — это то, что делает финансовый директор. Оборотная сторона этого — то, что вас все будут всегда немножко не любить», — добавляет он.

Финансовый директор, соблюдая паритет между интересами акционеров, компании и менеджмента, не может полностью удовлетворить запросы каждой стороны, так как требования одних могут идти вразрез с нуждами других. Постоянное недовольство с разных сторон создает психологическое давление на финансового директора. И к этому придется привыкнуть. 

Навыки для работы в финсекторе

Есть ряд важных навыков, которые необходимо тренировать всем, кто собирается идти работать в финансовый сектор:

  • Изучить весь инструментал Microsoft Excel. «Эти знания вам в любом случае понадобятся. Изучение и работа в Excel будет актуальна даже спустя 20 лет трудового стажа», — подчеркивает Александр Балахнин.
  • Учиться видеть цифры, точнее, что за ними стоит. Важно видеть неконсистентность цифр. 
  • Важно слышать человека — воспринимать его речь и анализировать его точку зрения. Если она больше отвечает задачам, принять её. Финансовый директор должен уметь не только убеждать в споре, но и, что важнее, совместно решать проблемы компании. 
  • Уметь слышать себя — не терять осознанность в работе, анализировать свое отношение к ней, чтобы не выгорать. 
  • Иметь пытливый ум. 
  • Постоянно совершенствоваться и расширять кругозор. 
  • Понимать принципы теории отраслевых рынков: уметь здраво оценивать структуру рынка и уровень конкуренции. 

Говоря о том, на что лично он обращает внимание при найме на работу сотрудников, Александр Балахнин отметил: если это позиция, где нужен сотрудник со стажем (experienced hire), нужно оценить релевантность его опыта. Также важно смотреть на уровень технических скиллов.  

Также при приеме на работу стоит сопоставлять опыт соискателя с требованиями в разных отделах. «Если вы начали (работать) где-то в казначействе, то было бы очень странно взять вас в налоги, если только речь не идет о каких-то смежных проектах…Например, налогом нужно прокачать какую-то казначейскую историю, вот тогда можно было бы, наверное, искать человека», — поясняет он. 

Если человек начал работать в определенной отрасли, принимать на работу его будут на должность в той же отрасли. Соискатель может сменить область работы, однако ему придется обнуляться и начать работу в новой отрасли в качестве рядового сотрудника.

Дата публикации: 19.05.2025

Автор: Михаил Медведев, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: