TikTok из социальной сети с мемами и котиками превратился в площадку продвижения и самовыражения. Ее не обошли и фэндомы японской поп-культуры, благодаря творчеству которых в период пандемии аниме и манга получили новую волну популярности как в России, так и во всем мире. С помощью тиктоков некоторые фанаты-любители превратили хобби в работу и начали зарабатывать на жизнь созданием контента. Как им это удалось и какое влияние TikTok оказал на жизнь фэндомов аниме и манги, изучила Анна Водчиц.
HSE Daily публикует цикл научно-популярных статей «Студенческие исследования медиакультуры Восточной Азии» участников проекта «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы» Института медиа НИУ ВШЭ. В цикле представлены результаты работ, посвященных медиа и поп-культуре Японии, Южной Кореи и Китая. В фокусе внимания исследователей — популярная во всем мире продукция этих стран (комиксы, анимация, фильмы, сериалы и др.), фанатские сообщества и практики, а также особенности национальных медиа и их роль в общественной жизни.
«Крутая Япония» и зарождение отаку
Глобализация японского контента, его распространение по всему миру — одна из главных задач культурной политики Японии. Она реализуется в стратегии Cool Japan («Крутая Япония»), призванной формировать положительный имидж страны за счет экспорта медиапродуктов. Японские ценности транслируются в основном через мангу и аниме, так как эти медиа имеют достаточно низкий порог вхождения (не требуют усилий и дополнительных знаний для восприятия, поскольку рассчитаны на массового потребителя). Их использование упрощает знакомство с глубокой и сложной культурой и историей Японии. Комиксы и анимация привлекают молодежь, чье представление о мире только формируется. Таким образом, Япония воспитывает целые поколения людей, чьи позитивные представления о стране основываются на любви к популярным японским медиапродуктам.
Фанатов японской поп-культуры называют отаку. Этот термин возник в Японии в 1980–1990-х годах. Тогда он обозначал молодых людей, увлеченных компьютерами и журналами, но позже под отаку чаще стали подразумевать именно поклонников японских комиксов и анимации. Субкультура отаку развивалась настолько быстро, что стали появляться художественные произведения о них. Первым был роман «Парень из электрички» (2004, Накано Хитори) о парне-отаку и его романтических отношениях. Главный герой романа стал популярным примером «хорошего парня» среди участников отаку-сообщества, а книга завоевала большую любовь аудитории и вскоре была адаптирована в мангу, фильм, спектакли и телесериал. За последнее десятилетие образ отаку стал гораздо более «крутым», во многом благодаря медиа. Такие тайтлы, как «Так сложно любить отаку» (2017, A-1 Pictures Inc.), «Добро пожаловать в NHK» (2006, Gonzo), «Руки прочь от киноклуба» (2020, Science SARU), не только помогают самим отаку объединяться, но и привлекают других людей вне этого фэндома за счет романтизации персонажей-отаку, их увлечений и образа жизни.
Русскоязычные отаку и их фанатские практики
В России для отаку нашлось свое собственное определение — «анимешник», а аниме-культура зарождалась в первую очередь на аниме-фестивалях, где собиралась разная публика, в том числе косплееры и художники. Сейчас, помимо офлайн-ивентов, в социальных сетях есть много тематических сообществ, объединяющих русскоязычных фанатов разных тайтлов. Одной из главных фанатских практик в Сети стал фансаббинг — создание субтитров к аниме, — поскольку для многих поклонников важно смотреть анимацию в оригинале и слышать голоса сэйю (японских актеров озвучивания). По мнению японской исследовательницы Мизуко Ито, фансабберы заполняют лакуну транснациональной связи между Японией и остальным миром, ведь именно благодаря переводу и локализации контента он становится доступным для глобальной аудитории. Помимо фансаббинга, существует множество других креативных практик среди фанатов манги и аниме: косплей, фан-арт, фанфикшен, создание AMV и анимации, ролевые игры и др.
TikTok как пространство для культуры соучастия
TikTok — открытая площадка для творчества, которая привлекает участников разных фанатских сообществ, в том числе и отаку. Практики отаку в TikTok формируют культуру соучастия. Как отмечает один из ее главных исследователей — Генри Дженкинс, главные принципы культуры соучастия заключаются в активной роли потребителя продукции, создании контента авторами-любителями, энтузиазме, коллективном характере творчества и ощущении социальной значимости своей деятельности. Фанаты аниме и манги в TikTok создают ролики на тему любимых тайтлов, всячески переосмысляют их и ведут активные обсуждения друг с другом в комментариях. В самой социальной сети фанатский контент может адаптироваться под тренды — своего рода инструменты по раскрутке видео в ленте рекомендаций и привлечению новой аудитории. В свою очередь, тренды бывают как глобальными, характерными для аудитории всей платформы, так и локальными. В сообществах рождаются свои уникальные форматы, которые могут либо остаться внутрифэндомными, либо выйти на более широкую аудиторию. Например, одним из таких вирусных фэндомных трендов стал jojo-posing: пользователи снимали, как они воспроизводят позы персонажей аниме и манги «Невероятные приключения ДжоДжо». Тренд пришелся по душе не только фанатам этого тайтла, и вскоре и формат видео, и даже музыкальная композиция, под которую его обычно снимали, распространилась по всей социальной сети. Однако для авторов-фанатов тренды не являются основным направлением при создании контента, и чаще они предпочитают ориентироваться на свои личные интересы, а не на моду платформы.
Пример трендового видео: слева – тикток с jojo posing, справа – оригинальные персонажи. Источник: seventeen17_official / TikTok
Наиболее распространенные практики фанатов-тиктокеров — косплей, фан-арт и эдиты — касаются в первую очередь творческого самовыражения. Многие косплееры и художники, в основном с большим количеством подписчиков, рассматривают TikTok как дополнительную площадку для взаимодействия с аудиторией, в то время как основную свою деятельность они ведут на других ресурсах. Например, косплеер может выкладывать фотографии во «ВКонтакте», а в TikTok публиковать эксклюзивные видеозаписи из закулисья и более неформальные ролики. Тем не менее, кроме уже раскрученных на разных площадках авторов, есть много фанатов, которые публикуют контент только в TikTok. Далее рассмотрим наиболее популярные креативные практики фанатов-тиктокеров и их воплощения в формате коротких видео.
● Косплей подразумевает создание видео в образе персонажа японской манги и аниме. Обычно косплееры-тиктокеры делают контент по многим фэндомам сразу. Авторы, чье творчество в основном сосредоточено на персонажах из восточноазиатских медиа, могут в том числе косплеить и героев западных произведений. В основном тиктоки о косплее отображают завершенный образ и тиктокера, который отыгрывает персонажа. Видео с процессом создания косплея встречаются очень редко, это скорее будут ролики о трансформации косплеера в персонажа: автор снимает сам себя и после склейки демонстрирует себя уже в готовом костюме и гриме.
Примеры видеокосплея вTikTok
● Фан-артом занимаются художники и аниматоры, которые создают рисунки или анимации с персонажами японских медиа. Обычно аккаунты авторов фан-арта полностью посвящены рисованию, а также в большей степени привязаны к одним и тем же фэндомам, чем у косплееров. В видео по фан-арту используются разнообразные форматы подачи материала, например простая демонстрация рисунка или процесса рисования, причем это касается как цифрового искусства, так и традиционного. Подобные видео сопровождаются музыкой или звуком на выбор автора.
Примеры фан-арта в TikTok
● Эдиты (от англ. edit — «монтировать», «редактировать») подразумевают создание видеоролика на основе аниме, фильмов, клипов и т.п. с использованием монтажных приемов и эффектов, наложением нового звука или музыки. В TikTok также широко распространены эдиты с анимацией изначально статичных изображений: авторы анимируют страницы манги и составляют из них новый видеоролик. Таким образом, фанаты буквально оживляют любимые произведения. Эдиты могут передавать атмосферу или художественный стиль произведений, выражать симпатию автора к изображенному персонажу. Помимо этого, в TikTok распространены разнообразные подборки: списки тайтлов с рекомендациями к прочтению/просмотру или видео в формате мини-игры, когда изображения очень быстро сменяют друг друга, а зрителю нужно остановить видео в определенный момент, чтобы получить картинку с каким-то персонажем или сюжетом. Часто в подобном формате делают ролики с романтическим подтекстом, например «Останови в нужный момент, чтобы узнать, с каким персонажем ты пойдешь на свидание».
Примеры TikTok-аккаунтов с эдитами.
Еще одна важная практика среди фанатов японской поп-культуры — мемы, однако их сложно выделить в отдельную категорию, потому что чаще всего мемы интегрируются в другие медиаформаты. Наиболее «мемная» практика — это скетчи и юмористические зарисовки, поскольку они имеют только развлекательный характер и не стремятся показать результаты фанатского труда, как, например, рисунки или косплей. В TikTok существуют аккаунты, которые специализируются только на мемах, совмещая скетчи с повседневными роликами о жизни автора не на фанатскую тематику. В таком случае зрителям зачастую становится интересен не только контент тиктокера, но и он сам, его взгляды и увлечения. Скетчи являются самой персонализированной практикой среди всех перечисленных выше, поскольку они подразумевают наличие в кадре самого автора, чья внешность вскоре начинает ассоциироваться с его аккаунтом и формировать его собственный персональный бренд.
Примеры TikTok-аккаунтов со скетчами
Визуальный фанфикшен
Фанатам в TikTok свойственно переосмыслять любимые произведения и создавать на их основе свои видео с оригинальным сюжетом. Так фанатские видео становятся визуальными фанфиками, которые по-своему интерпретируют первоисточник. В основном визуальные фанфики, как и текстовые, строятся на смене сюжетной линии или судьбы персонажа, а герои оригинальных аниме и манг могут помещаться в совершенно другие обстоятельства и реальности. Например, в TikTok распространен жанр видео POV (от англ. point of view — «точка зрения»), в котором зритель становится на место главного персонажа и наблюдает за происходящим собственными глазами, как если бы он присутствовал в пространстве видеоролика. Этот жанр наиболее распространен в видеокосплее и часто используется для романтических и/или трагических сюжетов. Зрителю в видеожанре POV отведена своя роль: он может быть как сторонним наблюдателем событий, которые разворачиваются в ролике, так и их участником, ведущим диалог с автором.
Примеры видео в жанре POV, источник: TikTok
Визуальные фанфики дают фанатам возможность почувствовать определенную власть над медиатекстом. С их помощью фанаты могут удовлетворить свои собственные желания по изменению истории или взаимодействию с другими зрителями и самими авторами первоисточника. Более того, визуальные фанфики способствуют созданию фанона — фанатской интерпретации канона истории, вселенной и персонажей. Фанон в некоторых случаях может стать для сообщества важнее канона, поскольку фанонные версии персонажей и их взаимодействий иногда привлекают людей больше, чем канонические.
Пример фан-арта с переосмыслением оригинала, источник: TikTok
Больше чем просто участники
TikTok, в отличие от большинства других социальных сетей, которые используют фанаты, практически не имеет инструментов для объединения людей по группам интересов. Контент на этой платформе гораздо больше индивидуализирован и персонализирован, так как она полностью строится на постоянно обновляющейся ленте рекомендаций и UGC (user-generated content — контент, созданный пользователем). Внутри платформы пользователи не разделяются по тематическим сообществам. По этой причине в TikTok важен голос каждого автора, а сами участники сообществ, хотя и не собираются по группам, не теряют ощущения причастности к каким-либо фэндомам.
Благодаря алгоритмам TikTok позволяет фанатам не только самовыражаться, но и набирать аудиторию, коммерциализировать свое творчество и становиться профессионалами и инфлюенсерами, что расширяет концепцию культуры соучастия и создает совершенно новые модели поведения у фан-сообществ. Уровень фанатского творчества сильно вырос: не столько профессионалы производят фанатский контент, сколько сами фанаты растут как профессионалы и выполняют высококачественные работы. Поклонники аниме и манги превращают свое хобби в настоящий способ заработка: многие художники продают коммишны (от англ. commission — разговорное обозначение работ на заказ) и мерч (сокр. от англ. merchandise — разговорное обозначение товаров с символикой) другим фанатам, а косплееры занимаются профессиональной фотографией и впоследствии предоставляют дополнительный эксклюзивный контент по платным подпискам. Монетизации фанатского творчества способствует и расширение функционала самих социальных сетей, которые, помимо рекламы, предлагают другие инструменты поддержки создателей контента: например, отчисления по специальным партнерским программам для авторов или возможность донатов — денежной поддержки от зрителей. Социальные сети помогают фанатам распространять свое творчество и эффективно взаимодействовать с аудиторией, поэтому количество авторов фанатского контента в фэндоме отаку также неуклонно растет.
Многие авторы начинают обращать внимание на запросы аудитории, а также культурные и социальные тренды, чтобы продолжать развивать свои социальные сети и иметь больше прибыли. Быть фанатом и создавать свой контент по любимым тайтлам — это уже больше чем хобби. Это способ взаимодействия с аудиторией, монетизации своего творчества в кругу единомышленников.
Источники:
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого