«Осторожно и без пафоса»: эксперты предлагают сделать менее доступным крепкий алкоголь накануне Нового года

Чрезмерное потребление алкоголя, вызванное им ослабление инстинкта самосохранения и агрессивное поведение приводит к значительному повышению смертности во время праздников. В статье, опубликованной в «Демографическом обозрении» НИУ ВШЭ, группа экспертов рассказала о результатах исследований, основанных на данных Росстата и поисковых запросах Google. Сопоставлялись ежедневные сведения об умерших и о смертности во время праздников. Ожидаемо самым опасным признан Новый год.

Исследования проводили Александр Немцов из Национального научного центра наркологии Минздрава России, Анатолий Симонов из Научного центра психического здоровья, Тимур Фаттахов, научный сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ, и Роман Гридин из Центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково». Они изучили ежедневные данные о числе умерших в России от всех причин за 2000-2017 годы и сведения о смертности от алкогольных отравлений, в том числе в дни девяти государственных праздников.

Авторы сопоставили их с цифрами потребления алкоголя по данным Росстата и Google (по поисковым запросам о его приобретении).

«Повышение смертности и заболеваемости в новогодние и рождественские праздники — не исключительно российский феномен».

В США наивысший пик смертности в году приходится на Рождество, за ним с небольшим отрывом следуют Новый год, День благодарения, День независимости, День труда и День памяти.

В День президентов прироста числа смертей не отмечается. Среди факторов повышения смертности в зимние праздники названы переедание, чрезмерное потребление алкоголя, снижение качества медпомощи, а также ослабление чувства опасности, из-за которого пациенты опаздывают с обращениями за помощью.

Холодная погода не входит в число значительных причин повышения смертности в Рождество и Новый год. Так, смертность растет в эти праздники и в Новой Зеландии, где они приходятся на лето. В мусульманском Кувейте приток пациентов в больницы увеличивался в 1,5 раза на второй день Ураза-байрама, одного из двух главных исламских праздников.

Для расчета показателей смертности авторы использовали собранные Росстатом анонимные микроданные сплошной регистрации случаев смерти от всех ее причин — раздельно для мужчин и женщин. Это 18,5 и 16,9 млн умерших соответственно. Число случайных отравлений алкоголем было рассчитано по сумме соответствующих кодов МКБ-10 (по международной классификации болезней. — Ред.).

На основании информации о ежедневной смертности с применением метода LOWESS (Locally Weighted Scatter-plot Smoother) они рассчитывали тренд будней. Дополнительная смертность в праздники определялась как разность между реально наблюдаемой ежедневной смертностью и экстраполированной на праздники будничной смертностью в ближайшие дни.

Авторы изучали уровень смертности в 9 главных праздников в России: Новый год (1 января), православное Рождество (7 января), старый Новый год (14 января), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), Праздник Весны и Труда (1 мая), День Победы (9 мая), День России (12 июня) и День народного единства (4 ноября). Выяснилось, что два последних праздника не сопровождаются ростом числа смертей, а общее число дней повышенной смертности составило 22 дня.

По расчетам авторов, в 2000-2017 годах в январские праздники произошло 113 640 избыточных смертей (или 6300 в среднем в год), из них 55 711 (49%) приходилось на первые два дня. Пик в 35 558 человек (почти 2000 в год) отмечался 1 января. Избыточные потери в январе и в целом год от года снижались по мере сокращения смертности и уменьшения потребления алкоголя. В частности, в 2003 году избыточная смертность составила 17 827 человек, а в 2005 году — 8513. Однако пиковые значения 1 января остаются неизменными, составляя 120-130% от средних декабрьских цифр.

«В новогодние праздники по сравнению с буднями больше всего — втрое — растет число убийств, существенно меньше увеличивается количество отравлений и общая смертность — в 1,4 раза и на 14% соответственно».

Влияние других праздников на избыточную смертность авторы анализировали, применяя аналогичный метод. За 18 лет избыточная смертность 23 и 24 февраля, по расчетам ученых, составила 8279 человек, 8-10 марта — 14 685 человек, а 9 и 10 мая — 8193 человека (460, 816 и 455 человек ежегодно соответственно). 1 мая исключили из расчетов из-за ошибок учета общей смертности в первые числа месяца. Избыточная смертность в февральские, мартовские и майские праздники в совокупности достигла 31 157 человек (1731 человек в год), уступив показателю 1 января.

В результате избыточная смертность в праздничные дни составила за 18 лет 144 797 человек. На фоне 35,4 млн смертей за 18 лет цифра может показаться незначительной. Однако это примерно половина численности населения таких городов, как Тамбов или Петрозаводск, и сопоставимо с числом жителей Пятигорска, подмосковной Коломны или города Копейск в Челябинской области, сравнивают авторы исследования. Наконец, эта цифра превышает население Магаданской области, которое составляет 139 034 человека на 1 января 2021 года. Январские потери населения сопоставимы с населением Обнинска Калужской области, Камышина Волгоградской области или города нефтяников Нового Уренгоя.

Фото: iStock

Еще одно сравнение: за 26 лет, в 1979-2004 годах, избыточные потери в США в новогодне-рождественские праздники по естественным причинам, без учета смертей вследствие убийств или травм, составили 42 325 смертей (или 1600 в год) — вчетверо меньше, чем в России, при двукратно большем населении страны.

В среднем число смертей от отравления спиртными напитками в России составляет 1,4% от общей смертности, однако в январские праздничные дни «вклад» алкогольных отравлений в смертность возрастает в 2,5 раза и достигает 3,5%. Такой разрыв в будни и праздники, особенно в Новый год, авторы объясняют вовлечением в тяжелое пьянство людей с умеренной зависимостью от алкоголя или без нее, которые в будни воздерживаются от злоупотребления спиртным вследствие социальных ограничений.

На этом фоне часто звучат призывы сократить январские каникулы, уменьшить число праздников в начале года, перенеся их на майские дни. Однако, отмечают авторы, причина не в длительности праздников: при сравнении смертности в 2000-2004 и в 2005-2009 годах, когда продолжительность каникул увеличилась более чем в 2 раза, период избыточной смертности был идентичным.

«Во многом резкий рост смертности вызван массированными закупками спиртных напитков в магазинах и заказами нелегального алкоголя в последние недели декабря».

В этот период продажи водки, вина, шампанского и других видов спиртного многократно возрастают и дают значительную часть оборота и прибыли торговых сетей.

«Пора осторожно и без пафоса сопоставить такие явления, как радость, которую приносит новогодний праздник, и человеческие потери в это время и на этой основе определить приемлемость тех или других мероприятий по снижению урона», — уверены авторы статьи. Главными мерами по предотвращению ущерба жизни и здоровью они называют информирование населения о возможных последствиях опасного поведения в праздники. Информационную политику следует дополнить снижением доступности крепкого алкоголя для наших сограждан накануне Нового года. Ограничение нужно вводить в декабре, особенно в его последнюю неделю, в период, когда отмечается годовой максимум продаж алкогольных напитков, в первую очередь крепких. Это можно сделать через ценовую политику, нормирование продаж или ограничение времени торговли.

Рост смертности в Новый год — только вершина айсберга. Проблемы заболеваемости в период новогодних и рождественских праздников еще предстоит исследовать, поэтому потребуется специально готовить медицинские службы здравоохранения к работе в этот напряженный период, резюмируют исследователи.

Дата публикации: 10.11.2021

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: