В последние десятилетия в Индии обострилась проблема суицидов в фермерской среде. Исследования показали, что главными причинами ухода крестьян из жизни становятся не только финансовые проблемы, такие как рост долгов, но и резкие изменения в общественной структуре, к которым они не успевают приспособиться, а также общая деградация сельской местности во многих штатах Индии.
Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ провела семинар серии «Социология рынков». Мероприятие организовано и проведено при содействии Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Научный сотрудник Центра политических исследований Университета Джавахарлала Неру (Дели, Индия) Судхир Кумар Сутар представил книгу “Dilapidation of the Rural: Development, Politics, and Farmer Suicides in India” (“Упадок сельских районов: развитие, политика и самоубийства фермеров в Индии”) (Palgravе Macmillan, 2022).
Добровольный уход фермеров из жизни традиционно объясняется большими долгами, быстрыми изменениями в структуре общества, к которым фермеры не могут приспособиться, и деградацией сельских районов. По мнению Судхира Кумара Сутара, именно последняя причина негативно влияет на психологическое состояние фермеров, привязанных к родным местам и остро реагирующих на их угасание.
Докладчик подчеркнул: феномен самоубийств фермеров распространен не только в Индии, но и, например, в Австралии, Франции, Италии, поэтому исследования этой темы важны не только в научном, но и в гуманитарном измерении: смягчение ситуации позволит сберечь тысячи человеческих жизней. Судхир Кумар Сутар пояснил: среди индийских фермеров сильны общинные настроения, они часто считают себя не индивидуумами, а частью большого сообщества.
Автор пояснил, опираясь на концепт «публичное пространство», что общие практики быта и труда на земле связывали индивидов в единое сообщество, создавали единство интересов жителей отдельной деревни. Сейчас, пояснил Судхир Кумар Сутар, жизнь более половины сельских территорий зависит от сельского хозяйства. В Индии до сих пор существует понятие «крестьянство» (peasantry) — группа фермеров, тесно связанная с территориями, на которых осуществляется сельское хозяйство. Тем не менее индустриализация и модернизация экономики, урбанизация страны приводят не только к оттоку населения из деревни в город, но и к изменениям хозяйственного и общественного уклада, в том числе индивидуализации труда и повседневной жизни. Межличностные и внутриобщинные связи ослабляются. Выделение фермеров как экономических акторов стимулирует их расслоение и переход от традиционных практик к более востребованным на рынке. Менее удачливые сельчане вынуждены брать кредиты для поддержания и развития традиционных занятий, в частности для покупки техники, топлива и удобрений, но нередко разоряются и вынуждены продавать землю и имущество для оплаты долгов, ликвидировать свои хозяйства.
Сельские территории Индии были затронуты политическими реформами: привычные практики взаимодействия между кланами и группами, отчасти основанные на кастовых различиях, постепенно заменяются взаимодействием и борьбой ведущих и региональных партий, ставших ключевыми акторами в сельской местности. При этом партии в своей повседневной работе в сельских районах Индии не всегда учитывают особенности взаимоотношений и хозяйственного уклада территорий, затрудняют ведение традиционного хозяйства. Иногда партийные структуры усугубляют сложившиеся механизмы стигматизации в отдельных религиозных и кастовых общинах, что также негативно влияет на психологическое равновесие общин и отдельных семей, рассказал индийский ученый.
Фото: iStock
Правительство Индии стремится развивать сельские районы, воспринимая их как объекты модернизации. При этом мероприятия государства не всегда учитывали приверженность сельских жителей традиционному укладу, а местные чиновники нередко не пытались разъяснить им причины, смысл и возможные выгоды политических и экономических реформ.
Реформы правительства в деревне, распространение партийной политики в сельской местности и индивидуализация работы приводит к постепенному вымыванию отношений взаимозависимости и дружбы среди значительной части современных фермеров, их заменяют экономическое взаимодействие, основанное на финансовой помощи и содействии техникой, горючим и работой. Эти изменения в межличностных и внутриобщинных отношениях также негативно отразились на психологическом благополучии фермеров, особенно старшего поколения.
«Индийское экономическое чудо» последних лет не привело к масштабной модернизации и оздоровлению сельского хозяйства, оно требует серьезных, вероятно, болезненных для деревни реформ, идеи которых негативно воспринимаются жителями сельских районов, требующими облегчения налогового и долгового бремени, отмечает Судхир Кумар Сутар. Психологическое неблагополучие вместе с рядом законодательных новелл привело, по мнению докладчика, к масштабным протестам фермеров в 2018 и 2021 годах.
Эксперт считает, что дальнейших исследований требует также вопрос маскулинности и межгендерных отношений сельских жителей, их влияния на идентичность фермеров. Он полагает, что исследование важно и для российского контекста как возможная основа для сравнительного исследования изменений в сельской местности в России и их воздействия на благополучие фермеров.
Автор подчеркнул важность междисциплинарного подхода в изучении темы.
Кейс самоубийств подтверждает, что государству нужно вести проактивную политику для предотвращения негативного влияния реформ на благополучие и здоровье жителей, уверен он.
Дискуссант, старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ Александр Куракин, заинтересовался вопросом, почему в ситуации, когда повышенные требования и сужение возможностей нередко приводят к психотравмирующим условиям для индийских фермеров, проблема не решается на уровне общества. Он уверен, что описанные докладчиком проблемы касаются не только сельской местности Индии. Речь идет о понимании причин самоубийств и их предотвращении на уровне общества в целом. Александр Куракин также обратил внимание на проблему влияния неэкономических факторов на ход реформ в экономике и отдельных отраслях.
Второй дискуссант, директор научно-исследовательского Центра аграрных исследований РАНХиГС при Президенте РФ Александр Никулин, отметил сочетание в исследовании социологических, психологических и политологических методов. Он напомнил о сформулированном 100 лет назад Питиримом Сорокиным парадоксе пропорционального роста темпов развития и самоубийств. Однако, подчеркнул дискуссант, проблема суицидов очень странная, непростая и таинственная и не исчерпывается связями с прогрессом и аграрной политикой государства.
Заведующий ЛЭСИ НИУ ВШЭ, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев отметил важность междисциплинарного подхода к проблеме. По его мнению, книга детально объясняет изменения, происходящие в политике Индии, идентичности фермеров и их понимании сообщества и соответствии политических преобразований ожиданиям сельских жителей. Вадим Радаев сравнил индийские и отечественные истории суицидов и смертности в сельской местности, уточнив, что в России они часто связаны с употреблением алкоголя. Несмотря на существенные различия между Россией и Индией, по его мнению, в обеих странах наблюдается немало схожих трендов, например разрушение сельской местности.
Судхир Кумар Сутар согласился с тем, что алкоголизм имеет значение, он влияет на уровень смертности. Но он полагает, что алкоголизм — не причина самоубийств, а своего рода индикатор напряжения в обществе. Также, по его мнению, перенаселение в сельских районах Индии не является ключевым фактором, побуждающим фермеров к уходу из жизни.
В обсуждении также приняли участие старшие научные сотрудники ЛЭСИ Ольга Кузина и Леонид Косалс.