Эксперты отмечают, что те или иные антироссийские санкции в ЕС зачастую лоббируются определенными лоббистскими группами, которые преследуют цели, очень отдаленно связанные с провозглашаемыми. Об одном из таких примеров — пушном промысле и производстве одежды из кожи и меха — рассказывается в новом выпуске «Санкционной канарейки», мониторинге Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ. HSE Daily публикует соответствующий раздел документа.
Вилле Ниинистё, финский евродепутат от партии «Зеленый союз», бывший министр охраны окружающей среды, а также племянник действующего президента Финляндии Саули Ниинистё, выражает беспокойство по поводу того, что экспорт меховой одежды из ЕС в Россию продолжался на протяжении всего 2022 г. Особенно депутата беспокоит то, что не прекращен экспорт сырых, дубленых и выделанных шкур, поскольку не все виды шкурной, кожаной и меховой продукции попали под санкционный запрет. Отметим, что это уже не первый выпад политика против пушного звероводства: ранее он предлагал принять меры против этого бизнеса из-за опасности здоровью человека за счет распространения высокопатогенных вирусов среди животных.
Европейский пушной промысел – умирающая индустрия. В условиях роста влияния зеленых движений, объявивших ее «морально обанкротившейся», модные дома все больше встают на путь отказа от натурального меха. Болезненно сказалось и истребление норок в период пандемии: 17 млн животных в Дании и 1 млн животных в Нидерландах. Уже тогда вынужденные сокращать свой ассортимент и закрывать магазины российские ритейлеры столкнулись с дефицитом меха из Европы – проблема, которая усилилась с началом санкций.
В июне 2022 г. в прессе стали появляться сообщения о том, что десятилетиями ориентировавшиеся на состоятельных русских покупателей меховые фабрики греческой Кастории – одного из крупных центров по производству меха в Европе, пришли в упадок: сотрудники остались без работы, а склады оказались переполнены непроданной одеждой. Зеленые движения комментировали такие новости с радостью. Окончательный запрет на продажи подобной продукции в Россию для зеленых партий станет важной политической победой. В этом смысле пушной промысел – яркий пример того, что одним из главных бенефициаров антироссийских санкций являются, в первую очередь, зеленые движения и партии.
Сегодня список европейских стран, в которых запрещено содержание пушных ферм, включает Австрию, Боснию и Герцеговину, Италию, Ирландию, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Северную Македонию, Сербию, Словению, Францию, Хорватию, Чехию. К концу 2023 г. запрет на них вступит в силу в Бельгии, в 2025 г. – в Норвегии и Словакии, в 2026 г. – в Эстонии, к 2028 г. – в Латвии. В Швейцарии пушных ферм практически нет из-за высоких требований к содержанию животных (на уровне требований к зоопаркам). При этом единственной страной в мире, которая ввела запрет на продажу мехов, пока остается Израиль. В апреле 2023 г. на страницах журнала Politico было опубликовано открытое письмо в адрес Еврокомиссии, спонсированное лоббистской группой по защите животных (Eurogroup for animals), с требованием ввести общеевропейский запрет на пушной промысел.
Фото: iStock
Усиление подобной лоббистской деятельности происходит на фоне приближения дедлайна в рамках стратегии Еврокомиссии «От фермы к столу» (Farm2Fork Strategy).
В настоящее время процесс пересмотра этого законодательства в начальной фазе: Еврокомиссия готовит т.н. «Оценку воздействия» (Impact assessment) – официальный доклад, составляемый при участии различных групп интересов и неправительственных организаций, призванный обосновать и продемонстрировать социально-экономические и экологические последствия планируемой законодательной инициативы. Это своего рода экспертная «легитимация» будущего законодательства, и, как правило, чем больше усилий группы интересов предпринимают на этом раннем этапе, тем выше вероятность достижения ими своих политических целей. В этом смысле вопрос поставок меха в Россию – это дополнительная карта в рукаве определенных политических сил, которые непременно будут продолжать разыгрывать ее как инструмент своей политической борьбы.
Как и во многих других случаях, ситуация с введением Евросоюзом запретов и ограничений на торговлю пушниной, изделиями из шкур, мехов и кожи подтверждает неоднократно делавшиеся выводы. Прибегая к санкциям и лоббируя их, определенные силы в ЕС и государствах-членах преследуют главным образом свои собственные конъюнктурные или стратегические цели, очень отдаленно связанные с провозглашаемыми.