Многие ученики младших классов страдают из-за школьной неуспешности, слабого освоения учебных предметов и сложностей во взаимоотношениях с одноклассниками. Неудачи снижают интерес к учебе, порождают нарушения дисциплины и ухудшение отношений со сверстниками и педагогами. Учителя и родители выделяют примерно одинаковые ключевые причины неуспешности, но в значительной степени перекладывают ответственность друг на друга. Для успешной профилактики неуспеваемости и межличностных проблем необходимо активное взаимодействие семьи и школы, участие служб психологического сопровождения и использование в работе с детьми из групп риска методик с доказанной эффективностью.
Институт образования НИУ ВШЭ провел в рамках Стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» семинар «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление».
Модератор семинара, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова, отметила: понятие «школьная неуспешность» включает не только неудачи в учебе, но и субъективное благополучие детей, восприятие их достижений родителями и учителями. Написано немало исследований, посвященных изучению причин неуспешности, но для практиков образования, детей и их родителей важно понять, как действовать школе, конкретным учителям, педагогам сопровождения и родителям, чтобы повысить учебные достижения детей и улучшить их отношения со сверстниками и работниками школы.
Модератор представила авторов доклада «Неуспешность учащихся начальной школы глазами учителей и родителей» — научного сотрудника Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, заместителя главного редактора «Психология. Журнал Высшей школы экономики» Роксану Байрамян и аналитика Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Елену Овакимян.
Роксана Байрамян пояснила: школьная неуспешность, ее причины и способы преодоления требуют комплексного анализа, сочетающего статистические методы и изучение точек зрения родителей и учителей, глубоко погруженных в проблему. Представленное исследование базируется на глубинных интервью 20 учителей начальных классов из разных городов и сельской местности и 15 матерей учеников младшей школы из разных населенных пунктов. Небольшое число интервью объясняется необходимостью наладить индивидуальную связь с информантом, позволяющую ему вдумчиво отвечать на вопросы. Такие исследования помогают изучить явления, ускользающие при массовых опросах, и углубиться в изучение конкретного опыта.
Авторы придерживаются универсального подхода к школьной неуспешности, охватывающего учебную неуспеваемость, отставание в освоении определенных предметов, которые приводят к снижению интереса к учебе и нарушениям дисциплины.
Елена Овакимян уточнила: доклад посвящен изучению опыта преодоления и профилактики школьной неуспешности детей именно в начальной школе, которая нередко становится основой будущих проблем.
Эксперт НИУ ВШЭ пояснила: глубинные интервью позволяют изучить, как родители понимают школьную неуспешность, и разработать методы ее профилактики и преодоления.
Считается, что ключевыми причинами школьной неуспешности становятся личностные черты: неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к учебе. При этом учителя часто видят причины неуспешности в семье, а родители — в недостаточном воздействии педагогов.
Роксана Байрамян дополнила: у младших школьников, особенно у первоклассников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей к сложностям в учебе приводит также появление новых правил повседневной жизни. Кроме того, на успешность детей, в том числе на результаты учебы, негативно влияет отсутствие сопереживания и помощи со стороны близких и учителей.
Одновременно авторы изучали обычные методы преодоления школьной неуспешности, сравнивая их с практиками, доказавшими эффективность по материалам исследований и представленными в научной литературе.
В ходе бесед с родителями они акцентировали внимание на практике помощи в адаптации в школе и предлагали информантам сообщить о деталях, которые, возможно, были упущены в вопросах интервью. Выделились блоки, в которых учителя и родители близки в своих характеристиках причин неуспешности: они называют среди них невнимательность, неусидчивость и леность.
Фото: iStock
Одновременно исследователи выделили отличия в понимании причин неуспешности. Например, учителя называют среди них слабый интерес родителей к учебе, в том числе к проверке усвоения знаний, домашних заданий и к устранению пробелов, что влияет на низкий уровень мотивации детей. Родители, по мнению экспертов ВШЭ, также видят трудности в обучении — например, сложности в освоении определенных предметов и частые плохие оценки, замечания о нарушениях правил дисциплины. Но они обращают больше внимания на школьную среду, в том числе на отсутствие комфортных условий для учебы и отдыха, напряженные отношения с учителями и одноклассниками, в том числе отсутствие поддержки мотивации педагогами. Семейные и личностные факторы, такие как материальные трудности и отсутствие доверительных отношений в семье, конфликтность, безответственность, эмоциональность, отсутствие друзей, отмечались реже.
Ученые называют среди ключевых причин неуспешности школьников младших классов смену режима дня, усиливающую сложности в обучении. Необходимо сглаживание изменений, чтобы смягчить переход от дошкольного к школьному периоду. Серьезным фактором профилактики и преодоления проблем считается также налаживание отношений детей с родителями и учителями. Взрослым следует учесть черты личности ребенка, особенности восприятия им информации.
Авторы доклада обратили внимание на несоответствие между результатами исследований доказательной педагогики и мнением учителей. Они считают важным сблизить научные достижения и представления педагогов.
По данным исследований, наиболее важными внешкольными факторами неуспешности выступают индивидуальные особенности ребенка, его отношения со значимыми для него взрослыми, несоответствие когнитивного развития возрасту, а также непредвиденные изменения в жизни, например переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Авторы подчеркивают: во всех исследованиях большая роль отводится диагностическим способностям учителя, его умению поощрять ребенка не только оценками, но и с помощью применения педагогических подходов, улучшающих восприятие материала учеником. Постоянные жалобы на ошибки вследствие отсутствия проверки домашних заданий родителями отражают недостаточную диагностическую компетентность учителей.
Роксана Байрамян и Елена Овакимян отметили, что учительские и родительские системы мониторинга успешности и неуспешности отличаются: педагоги предпочитают отслеживать динамику отметок, родители контролируют результаты учебы и выполнение домашних заданий по электронным дневникам, связываются в них с учителями, выясняют у них трудности в освоении отдельных предметов. Однако не менее важными источниками информации об успехах и трудностях ребенка при условии доверительных отношений с ним является он сам, а также участие детей и родителей в школьных и внешкольных мероприятиях. Подтверждение ценности и результативности учебных и внешкольных действий ребенка родителями и другими важными для него взрослыми становится эффективным стимулом его успешности и развития в целом.
Эксперты ВШЭ обратили внимание, что не все традиционные практики профилактики и преодоления неуспешности работают. Например, продление учебного дня и дополнительные групповые консультации, по мнению учителей, не всегда эффективны. Дети не посещают их по разным причинам или «отбывают номер». Результативнее, по мнению учителей и авторов ряда исследований, дифференцированный подход, индивидуальные задания. Однако некоторые педагоги относятся к этому с предубеждением и опасаются насмешек над детьми, получающими облегченные задания.
Хороший эффект дают также занятия в малых группах и объяснение материала наиболее успевающими учениками отстающим, но здесь возникают опасения, связанные с методической слабостью занятий с одноклассниками. Кроме того, эксперты ВШЭ отметили, что важна слаженная системная работа педагогов, улучшающая атмосферу в классе.
Также для успехов в учебе и хороших отношений с одноклассниками важны доверительные отношения и комфортная семейная среда.
Авторы доклада указывают: учителя знают о практиках с доказанной эффективностью, но из-за высокой учебной загрузки не всегда могут уделить время работе с применением индивидуального подхода. В профилактике школьной неуспешности важно вовлекать родителей в партнерство со школой, выстраивать целенаправленное систематическое взаимодействие с ними, а семье и педагогам важно не сужать неуспешность до неуспеваемости.
Елена Овакимян отметила, что учителя в выборе способов профилактики и преодоления неуспешности часто ориентируются на опыт и интуицию. В этих условиях важно обратить внимание на методы, доказавшие эффективность, например на групповую работу и взаимодействие детей между собой.
Татьяна Мерцалова полагает: взаимное обучение детей показало эффективность и в более старших возрастных группах, но не менее важна совместная работа учителей и родителей, приводящая к результату. По ее мнению, коммуникацию следует выстраивать даже при нежелании семьи взаимодействовать со школой, используя сложившиеся подходы к вовлечению родителей в совместную работу.
Авторы в завершение доклада отметили, что в выборке не делалось различий между учителями и родителями в зависимости от уровня когнитивных способностей детей и наличия у них трудностей в обучении.
«Возможно, это направление будущей работы — как отличаются оценки учителей, работающих с сильными и слабыми детьми. Вероятно, они отличаются в подходах к причинам и практикам. Можно предположить, что педагоги, работающие с детьми со сложностями в обучении, чаще видят причины в семье, а работающие с сильными больше обращают внимание на себя», — подытожила Татьяна Мерцалова.
В обсуждении доклада также принял участие директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Сергей Косарецкий.