Высшая школа экономики в недавнем Шанхайском рейтинге добилась впечатляющего результата, став лучшим вузом в России сразу в нескольких предметных областях, а также единственным представленным в пяти категориях, включая «Образование». Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин рассказал новостной службе портала о факторах, обеспечивающих успех Вышки.
НИУ ВШЭ в последние годы довольно последовательно движется вверх в разных международных рейтингах. Особенно хочется отметить продвижение по образовательной тематике. В марте этого года мы пробились в топ-100 рейтинга QS по образованию. А совсем недавно НИУ ВШЭ впервые вошел в престижный предметный рейтинг ARWU («Шанхайский») по направлению «Образование». Этот рейтинг в отличие от остальных мировых рейтингов не включает в себя голосование экспертов, а учитывает только наукометрические показатели. В частности, для образования учитываются количество публикаций в журналах Q1, индексируемых в Web of Science, уровень цитируемости статей, количество статей, написанных с зарубежными соавторами и количество статей, опубликованных в ведущих мировых журналах. Таким образом получили признание именно исследования, проводимые Институтом образования и рядом других подразделений ВШЭ, которые затрагивают образовательную сферу.
Исак Фрумин, © Высшая школа экономики
Если посмотреть на первые позиции в этом рейтинге, то можно увидеть, что их занимают неспециализированные педагогические университеты – Гарвардский, Мичиганский университеты, университеты Утрехта и Торонто. Это многопрофильные университеты, в которых либо вообще нет бакалавриата по образованию, либо он небольшой. Они фокусируются на магистратуре и аспирантуре, которые в свою очередь опираются на высококачественные исследования. Такой же подход реализуется в НИУ ВШЭ. Не только наши аспиранты, но и магистры участвуют в исследовательских проектах, что позволяет резко увеличить научную продуктивность.
«Многопрофильность университетов обеспечивает высокий уровень использования специфических экономических, социологических, психологических методов в полидисциплинарных исследованиях».
Не случайно среди авторов лучших публикаций в сфере образования, которые учитываются в рейтинге, не только сотрудники Института образования, но и социологи, экономисты, историки с других факультетов.
Еще одним важным фактором нашего движения вверх в качестве исследований стало стремление к строгости и современным методам. В стратегии развития Института образования мы обозначили нашу миссию как содействие доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития. Ключевое слово здесь для нас – доказательное. Доказательность предполагает строгие методы и «чистые» эмпирические данные. Именно доказательные исследования и разработки сегодня затребованы ведущими журналами. Например, в прошедшем учебном году наши коллеги опубликовали статьи в журналах группы Nature и Science. Одна из них основана на строгом эксперименте в онлайн-преподавании, другая –- на уникальных данных об инженерном образовании в США, России и Китае. В доказательных исследованиях особую роль играет объективная оценка образовательных результатов. И здесь нам очень повезло с тем, что в Институте с самых первых дней работает Центр измерений в образовании, где собраны самые крутые в нашей стране специалисты по оценке, по психометрике.
Очевидно, что сегодня признание получают исследования, видимые в мире, а не только в нашей стране. Такие исследования лучше всего получаются в международных командах. Поэтому мы стараемся вовлекать в наши исследования ведущих ученых из разных стран, входить в международные проекты. Например, международные лаборатории у нас возглавляют ведущие профессора из Оксфорда, Стенфорда, Миланского университета. Планируем создавать две новые лаборатории: по оценке образовательных достижений в университетах во главе с международным академиком из Германии и по педагогическому дизайну во главе с мировым лидером этого направления из Голландии. В результате таких партнерств по показателю «статьи по образованию с зарубежными соавторами» НИУ ВШЭ входит в первую сотню вузов мира.
«Международное партнерство не мешает нам искать свои, уникальные исследовательские ниши».
Делаем мы это с опорой не только на традиции российской психологии развития (традиция Л.С. Выготского), но и с использованием новых исследовательских направлений.
Речь идет о тех предметах исследований, которые до поры не попадали в центр глобальной повестки. Например, опыт постсоветского пространства, да и история советского образования (социалистической модели) становятся все более обсуждаемыми в мире. Мы стали мировым центром исследований в этой сфере. Достаточно сказать, что наша книга о развитии высшего образования в постсоветских странах, изданная в 2015 году в Англии, скачана больше 100 тысяч раз. Или исследования дополнительного образования – они долго были на периферии мирового интереса, а сейчас становятся более востребованными. А мы как раз выстроили очень сильную группу в этой области. Так уникальность повестки становится тоже фактором конкурентоспособности.
Конечно, на этом пути очень много трудностей и даже разочарований. У нас гораздо больше статей отвергнутых, чем опубликованных. Но без этого нет науки…