Самозанятые получают право зарегистрировать свой товарный знак. Это дает им возможность создать собственный уникальный бренд и развивать его на рынке, а также защищать в суде. До сих пор закон позволял владеть товарным знаком только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
С 28 июня 2023 года вступают в силу изменения в ГК РФ, позволяющие делать это также физическим лицам — гражданам России и иностранцам, которые занимаются коммерческой деятельностью и платят налоги в российскую казну. Таким образом, самозанятые смогут гораздо быстрее запустить и раскрутить свой бизнес, так как потенциальные покупатели будут узнавать товар или услуги «в лицо». Например, маркетплейсы разрешают указывать зарегистрированный бренд в карточке товара, а значит, потребителям будет легче найти всю предлагаемую брендом продукцию и убедиться в ее оригинальности.
Новые правила предоставляют самозанятым еще несколько важных преимуществ. Прежде всего — возможность защищать свой бренд в суде, отстаивая его уникальную маркировку. Регистрация в Роспатенте подтверждает права обладателя товарного знака, что позволяет бороться с конкурентами, если они используют это или схожее обозначение в той же сфере деятельности. С нарушителя можно будет потребовать компенсацию до 5 млн рублей и выплату понесенных убытков.
Кроме того, самозанятые смогут продавать франшизу и выдавать лицензии на использование товарного знака третьим лицам, а значит, получать дополнительную прибыль. Также можно получить льготный кредит под залог товарного знака, передать его по наследству.
Зарегистрировать собственный товарный знак можно в Роспатенте, на «Госуслугах» или на сайте Федерального института промышленной собственности.
Главное — сначала проверить его на уникальность, это можно сделать с помощью тех же ресурсов.
Затем нужно заполнить форму, подать заявку на регистрацию и оплатить пошлину. Это можно сделать самостоятельно или воспользоваться услугами посредника — патентного поверенного (список сертифицированных юристов можно посмотреть здесь).
После этого нужно дождаться результатов экспертиз Роспатента. Весь процесс обычно занимает до 19 месяцев и стоит порядка 26 тысяч рублей.
Если регистрация состоялась, заявитель получает свидетельство в электронном виде, при желании можно получить бумажную версию.
Товарный знак будет действителен в течение 10 лет, затем его нужно продлить (это можно сделать неограниченное количество раз).
Любой бренд начинается с миссии, подчеркивает старший директор по коммуникациям НИУ ВШЭ, директор Центра бренд-медиа факультета креативных индустрий Андрей Лавров.
Фото: iStock
«Сформулировать миссию — это очень сложная аналитическая работа. Она начинается с определения ценностей и целей, с понимания, кто вы и о чем вы, что вы несете в мир. Именно идентичность — ключевой вопрос, и на эту тему можно проводить серьезные исследования», — пояснил он.
По его словам, при продвижении бренда очень важно все время держать в голове свои цели: каждый шаг должен быть осмысленным и подчиненным им, даже публикация прикольного поста в соцсети.
Кроме названия и логотипа, в качестве товарного знака можно зарегистрировать слоган, сайт или домен, группу в соцсетях, надпись на уникальной упаковке и даже ФИО или его часть. Таким образом, при желании можно закрепить свой личный бренд — образ, выстроенный человеком в публичном пространстве. Он не всегда создается для продаж, иногда он призван транслировать идеи и смыслы, выстраивать вокруг себя пространство доверия.
«Личный бренд — это история про совокупность имиджа, репутации, эмоционального опыта в преломлении целевой аудитории», — пояснил Андрей Лавров.