Российским компаниям, публикующим отчетность об устойчивом развитии, с июня 2023 года предстоит осваивать постепенный переход к использованию глобальных стандартов от Фонда МСФО. Это может стать новым вызовом для компаний, продвигающих ESG-повестку. Будущее нефинансовой отчетности в России представители бизнеса и Центрального банка обсудили на совместном заседании Комитета по интегрированной отчетности и Школы финансов НИУ ВШЭ.
Дорогой перемен
Российские компании должны подготовиться к переходу на новые глобальные стандарты нефинансовой отчетности. Во многом им придется пересматривать свою нынешнюю политику и подходы к ESG-отчетности, полагает начальник управления развития корпоративных отношений Банка России Андрей Якушин. Чтобы облегчить процесс адаптации, Банк России разрабатывает для компаний рекомендации и методологические материалы.
Новые международные стандарты по раскрытию нефинансовой отчетности должны быть опубликованы в июне 2023 года. Их готовит Совет по международным стандартам устойчивого развития (International Sustainability Standards Board, ISSB), который как раз для разработки удобных инвесторам стандартов ESG-отчетности и был создан в 2021 году внутри Фонда международных стандартов финансовой отчетности (Фонда МСФО, IFRS Foundation).
В России нет национального регулирования в области раскрытия ESG-показателей: правительство работает над профильным законопроектом с 2017 года, но в прошлом году на фоне закрытия информации эмитентами для минимизации рисков введения санкций эта работа была приостановлена. В соответствии с действующим законодательством у компаний было и остается право раскрывать нефинансовые данные в годовых отчетах и отчетах об устойчивом развитии. Крупный российский бизнес успешно применял добровольные стандарты. Самыми распространенными и универсальными из них, согласно опросам ЦБ, были стандарты, разработанные независимой международной организацией Global Reporting Initiative (GRI).
На языке инвестора
Стандарты GRI были рассчитаны на широкий круг заинтересованных сторон, куда входили, в частности, не слишком погруженные в финансовые аспекты потребители конечной продукции. Стандарты от ISSB нацелены в первую очередь на инвесторов, которые заинтересованы в раскрытии финансовой информации, связанной с устойчивым развитием. Теперь сами ESG-показатели должны будут раскрываться с точки зрения влияния на финансовые показатели компании. В этом смысле они схожи с действующими дополнительными стандартами SASB и TCFD.
«Один из ключевых моментов и одна из сложностей такого раскрытия заключается в том, как именно нефинансовые показатели и то, как компания управляет ESG-рисками и возможностями, влияют на финансовые результаты», — отметил Андрей Якушин.
В частности, сложности у компаний может вызвать необходимость раскрытия данных о прямых и косвенных выбросах парниковых газов: международные стандарты предполагают отчет по сфере охвата Scope 1, включающей прямые выбросы предприятия при производстве, и по Scope 2, куда входят уже также выбросы парниковых газов, связанных с потреблением энергии и тепла. В перспективе к ним добавится и сфера охвата Scope 3, предполагающая расчеты выбросов по всей цепочке поставок и потребления товаров и услуг на всех стадиях жизненного цикла продукции. И как считать последние две сферы охвата — большой вопрос для российских компаний.
Заместитель генерального директора «Интерфакса» Владимир Герасимов обратил внимание на то, что при раскрытии информации важно определиться с едиными стандартами и цифровыми показателями. Отсутствие единого знаменателя по отображению данных приводит к искажению данных и ошибкам.
Роль Центрального банка
Регулятор поддерживает продвижение ESG-повестки и внедрение в России нефинансовой отчетности в первую очередь за счет издания методологических материалов и выпуска информационных писем-рекомендаций. Их он формирует на основании исследований и опросов заинтересованных сторон, в первую очередь финансовых организаций и институциональных инвесторов.
В компаниях высоко оценивают проводимую ЦБ работу по формированию рекомендаций. Основатель и генеральный директор дизайн-бюро Zebra Corporate Communications Андрей Кожевников назвал рекомендации Банка России по формированию нефинансовой отчетности и корпоративного управления примерами очень качественной базы, которые включают лучшие международные практики и консолидируют российский опыт.
В этом году Центробанк планирует выпустить рекомендации по формированию стратегий устойчивого развития. Их наличие является ключевым условием выпуска облигаций, привязанных к целям устойчивого развития.
Ранее ЦБ разработал регуляторные стандарты эмиссии для компаний по двум новым видам облигаций — связанных с целью устойчивого развития и облигаций климатического перехода. Ближайшие приоритеты регулятора — «развитие таких инструментов, внедрение в практику корпоративного управления финансовых и нефинансовых организаций вопросов, связанных с повесткой устойчивого развития, а также продвижение углеродного регулирования и торговли углеродными единицами», отмечает Андрей Якушин.
Также в планах регулятора — представить рекомендации по предоставлению финансовым организациями информации о продуктах, связанных с устойчивым развитием, для клиентов (Информационное письмо Банка России от 24.05.2023 № ИН-02-38/28 «О рекомендациях по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития»). Речь идет о полноценном информировании клиентов о том, как именно устроен продукт, почему он позиционируется как продукт устойчивого развития. ЦБ также разрабатывает рекомендации по формированию стратегий устойчивого развития и стратегий климатического перехода компаний, дорабатывает рекомендации по раскрытию информации в области устойчивого развития финансовыми организациями.
Подход бизнеса
Сами компании отмечают, что, хоть и сохраняют приверженность раскрытию ESG-параметров, на фоне санкционного давления вынуждены менять подходы к составлению нефинансовой отчетности. Так, руководитель центра социальных и благотворительных программ МТС Ольга Юркова обратила внимание, что отрасль IT и телеком сильно пострадали от внешних факторов, поэтому ориентир при составлении отчета компании был в первую очередь сделан на решение бизнес-задач, стратегическая и методологическая части были вторичны.
Максимальное внимание уделяется именно S-зоне в ESG сфере: развитие цифрового общества, ответственность перед сотрудниками, обеспечение инклюзивной среды, социальный HR, уточняет она, добавляя, что в рамках нефинансовой отчетности сейчас идут активные наработки для формирования национального развития России и страновой повестки.
Андрей Якушин также отмечает то, что интересы устойчивого развития и национальные цели, направленные на развитие технологического суверенитета и модернизацию экономики, во многом пересекаются. «Есть надежда, что будут стимулы для проектов устойчивого развития уже в конце 2023 года», — сказал он.
Пиар без гринвошинга
Отчет МТС об устойчивом развитии не только раскрывает информацию о деятельности компании для стейкхолдеров и партнеров, но и в первую очередь позиционируется как инструмент коммуникации с массовой аудиторией.
По словам Ольги Юрковой, компания открыла отчет как практически бесконечный источник инфоповодов: МТС никогда не продвигает сам отчет, но продвигает информацию из отчета.
В целом такой тенденции стараются придерживаться многие компании. Начальник отдела по связям с инвесторами и ESG компании En+ Анна Ретивова отметила, что каждый отчет компании, в том числе нефинансовый, сопровождается пресс-релизом и выпуском дополнительных материалов. Компания стремится к тому, чтобы информация по устойчивому развитию была доступна всем заинтересованным сторонам в удобном им формате.
Руководитель отдела устойчивого развития компании BIOCAD Екатерина Сидорова отметила, что у ее компании подход в плане инфоповодов и PR-стратегии очень схож с подходом МТС. При этом BIOCAD делает акцент на влияние компании на образовательную сферу и более подробно раскрывает информацию в части развития биотехнологий в России, управления человеческими ресурсами и формирования кадрового потенциала.
Андрей Кожевников обратил внимание, что отчетность по устойчивому развитию периодически превращается в вид рекламных брошюр, где все «хорошо и прекрасно», что по большей части это маркетинг, без четких показателей и чисел. Порой компании начинают продвигать свою продукцию под «зеленым» брендом, не имея к экологичности никакого отношения (greenwashing).
Директор группы операционных рисков и устойчивого развития компании Kept Мария Калиновская подчеркивает, что во избежание таких явлений важен системный подход к составлению нефинансовой отчетности с акцентом на конкретику. Она привела в пример раскрытие информации о снижении выбросов парниковых газов: в отчетности недостаточно указать, что «мы хотим достичь net zero к далекому году», здесь должен быть план конкретных действий, которые бы дали представление об этапах всего процесса декарбонизации, о том, в какие сроки и в каких числах проект будет исполнен, и иные точечные показатели.
Комитет по интегрированной отчетности — орган, который объединяет и координирует действия основных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) по развитию и использованию интегрированной и других форм корпоративной нефинансовой отчетности. В нем участвуют представители регулирующих органов, компаний, инвесторы, разработчики стандартов, бухгалтеры, представители научных кругов и неправительственных организаций, правительства и Банка России.