«Конфликт интересов — это ситуация, которая, как правило, предшествует коррупционному правонарушению»

16 августа президент РФ утвердил новый Национальный план противодействия коррупции до 2024 года. Как разобраться в мероприятиях Нацплана, что нужно знать об урегулировании конфликта интересов, запретах и ограничениях для госслужащих и работников организаций с госучастием, новостной службе портала рассказал директор Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Алексей Конов.

— В августе вышел Национальный план противодействия коррупции, причем сразу больше, чем на три года — с 2021 по 2024 гг. Чем это объяснить?

— Да, этот Нацплан долго ждали, поскольку обычно он выходит весной. На этот раз он вышел в августе, и, действительно, на чуть больший срок, чем раньше. Принятие Нацплана — важный шаг, поскольку именно он определяет, каких изменений нормативного правового регулирования, методического обеспечения и организационных мер в сфере противодействия коррупции можно ожидать. По сути, это план действий на ближайшие три с половиной года.

Алексей Конов, © Высшая школа экономики

— Какие основные темы он затрагивает?

— Этот Нацплан содержит 16 тематических разделов. Для сравнения: в предыдущем их было всего восемь. Большой блок тем посвящен совершенствованию механизмов регулирования конфликта интересов и системы антикоррупционных ограничений и запретов. Показательно, что предполагается рассмотреть вопрос об изменении базового определения конфликта интересов. Эта тема обсуждалась уже длительное время — в частности, ей были посвящен первый выпуск Рабочих материалов Антикоррупционного центра в 2019 году.

Существенное внимание уделяется также антикоррупционным проверкам и контролю за расходами, совершенствованию мер ответственности за коррупционные правонарушения, противодействию коррупции в закупках.

Впервые отдельным разделом выделено применение информационных технологий в целях противодействия коррупции

Традиционно ряд поручений посвящен антикоррупционному обучению.

— Почему так важна тема регулирования конфликта интересов?

— Мы часто слышим, что нужно на системной основе предупреждать коррупционные правонарушения, не доводить до нанесения реального вреда, но способов сделать это на практике не так уж много. Регулирование конфликта интересов — едва ли не важнейший из таких инструментов. В России он появился только в начале 2000-х годов, а в зарубежных странах активно применяется уже много десятков лет.

По сути, конфликт интересов — это ситуация, которая, как правило, предшествует коррупционному правонарушению как таковому. Когда служащий или работник видит возможность извлечения личной выгоды из своих полномочий, но по тем или иным причинам еще этого не сделал. Не успел, пока боится, еще не подыскал нужный способ, его чуть-чуть мучает совесть.

— Такое тоже бывает?

— Бывает, хотя реже, чем хотелось бы. Обычно, либо страх, либо отсутствие подходящего способа. Поэтому если регулятор успевает заметить этот момент сомнения прежде, чем человек все-таки решится на совершение правонарушения, его можно предотвратить.

Собственно, весь смысл регулирования конфликта интересов в том, чтобы определить круг ситуаций, чреватых перерастанием в коррупцию, и научиться своевременно в них вмешиваться. И здесь очень многое зависит от того, как мы определим этот круг ситуаций.

— А есть ли статистические данные о том, насколько часто конфликт интересов перерастает в коррупционные преступления?

— Нет, посчитать это практически невозможно, поскольку большинство мелких конфликтов интересов, и это так и должно быть, разрешаются на рабочем уровне: либо самим служащим, либо его нанимателем. Человек либо отказывается от получения личной выгоды, либо по решению руководства его переводят на другую работу, определенным образом меняют функционал, усиливают надзор за его деятельностью. При этом обычно такие ситуации не выходят в публичную плоскость. Огласку чаще получают случаи, в которых есть конфликт интересов, который не пытаются урегулировать. То есть ситуация понятна и очевидна, например, служащий использует свои полномочия для оказания преференций родственникам, но с этим никто ничего не делает.

— Такая ситуация наверняка вызывает раздражение.

— Конечно. Конфликт интересов опасная и неприятная штука с точки зрения общественного восприятия. Людям подобные ситуации уже кажутся коррупцией. Мало кто будет разбираться, перерос конфликт интересов в правонарушение или пока еще нет. Поэтому, например, в ряде стран регулируют даже так называемый «кажущийся» конфликт интересов. И поэтому же нормы, изначально написанные только под госслужбу, распространяются на все более и более широкий круг работников организаций с государственным участием, включая врачей, преподавателей и других.

— Еще есть система ограничений и запретов.

— Это, по сути, важное дополнение к общим нормам о регулировании конфликта интересов. Ограничения и запреты более однозначно показывают, что точно нельзя делать, в том числе чтобы не оказаться в ситуации конфликта интересов. Например, есть ограничения на работу в непосредственной подчиненности и подконтрольности родственников, запреты на получение подарков, ограничения на выполнение иной оплачиваемой работы, владение ценными бумагами, трудоустройство после увольнения со службы.

Многие из этих норм были сформулированы длительное время назад и далеко не всегда работают на практике.

Поручения Нацплана дают надежду, что поиск более эффективной системы ограничений и запретов будет продолжен. Мы со своей стороны пытаемся вносить в это посильный вклад

Например, Нацплан содержит пункт о применении в целях противодействия коррупции механизмов специализированного доверительного управления — наш Центр чуть раньше выпустил Рабочие материалы по этой теме. В ближайшее время мы планируем опубликовать материал о регулировании «вращающейся двери» — движения работников между государственным и частным секторами.

— На Антикоррупционном портале ВШЭ также появилась инфографика, которая призвана упростить работу с Нацпланом. Кто основной потребитель этой информации?

— Нынешний Нацплан сложно структурирован и в еще большей степени, чем его предшественники, ориентирован на людей, хорошо разбирающихся в нюансах российского антикоррупционного законодательства. Поэтому мы решили сделать своего рода помощника.

Инфографика существенно упростит навигацию по Нацплану и тем, кто будет его исполнять, и экспертам, которые будут с ним работать, и, конечно, она будет полезна НКО, СМИ и общественности.

— Как устроена инфографика?

— Все поручения Нацплана структурированы по темам, по исполнителям и по срокам реализации. Можно посмотреть краткую информацию по каждому поручению или вывести общий перечень поручений по конкретной теме или исполнителю. Отдельно обозначено количество поручений, приходящихся на каждую тему (исполнителя). У нас в планах и дальше дополнять инфографику, например, мы планируем отображать, какие поручения затрагивают определенные категории органов или организаций: например, субъекты РФ или компании с госучастием.

Дата публикации: 01.10.2021

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: