Рассматриваемый в Госдуме законопроект о поддержке работодателями добровольческой (волонтерской) деятельности сотрудников предполагает внесение пункта о поддержке волонтерства и благотворительности в коллективные договоры. Станут ли новые законодательные нормы стимулом для работодателей развивать добровольческое движение на предприятиях, в компаниях? И что изменится для тех, кто готов помогать другим?
Председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев в пояснительной записке к законопроекту объяснил, что изменения коснутся статьи 41 Трудового кодекса РФ: в нее будет включена норма о возможности закрепления в коллективном договоре мер поддержки добровольческой (волонтерской) и благотворительной деятельности. Он отметил, что сегодня наиболее вовлеченной в добровольческие (волонтерские) активности категорией населения выступает молодежь. По данным платформы ДОБРО.РФ, средний возраст волонтера в России — 25 лет. При этом аудитория до 24 лет составляет 65% от общей численности добровольцев (волонтеров), тогда как более взрослое работающее население вдвое меньше задействовано в таких инициативах, рассказал глава комитета Госдумы.
«Каждый третий россиянин готов стать волонтером, заняться благотворительностью, но не делает этого в том числе из-за нехватки времени, — поясняет Артем Метелев. — Во всем мире работодатели играют активную роль, реализуя свои социальные программы и вовлекая сотрудников в помогающие практики. Особенно полезно, когда сотрудники начинают оказывать безвозмездную профессиональную помощь местному населению, например, как юристы, психологи, дизайнеры, инженеры. Это выгодно и самим компаниям, так как влияет на вовлеченность и лояльность сотрудников. В развитии pro bono («ради общественного блага») у волонтерства огромный потенциал, который может привести в волонтерское движение миллионы людей. Наш закон позволит активнее включить бизнес в решение социальных задач регионов и дает четкий сигнал, что вовлечение сотрудников в общественные инициативы — государственный приоритет».
Эксперты обращают внимание, что коллективный договор, в отличие от трудового, — это фактически допсоглашение. Но у бизнеса должна появиться мотивация к тому, чтобы развивать добровольческое движение на предприятии. В интервью «Ъ FM» Артем Метелев не исключил, что в будущем может появиться список лучших компаний, на экспертном уровне обсуждается возможность введения налоговых льгот за волонтерство.
В России на некоммерческий сектор приходится 1,5% ВВП, а если добавить волонтерскую деятельность, то это будет 2%, говорил в ходе завершившегося недавно Петербургского международного экономического форума директор департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Министерства экономического развития России Святослав Сорокин. По словам вице-президента НИУ ВШЭ Льва Якобсона, в других странах, например в Канаде, это 7 и 8% соответственно, в Бразилии — 3 и 4,5%. Так что есть куда расти, и резервы для этого есть, уверен он.
На фото: Лев Якобсон. Источник: Высшая школа экономики
Основным драйвером развития некоммерческого сектора экономики, волонтерского движения Лев Якобсон назвал стремление граждан к общественной активности. «Мониторинг состояния гражданского общества, который Вышка ведет полтора десятка лет, показывает, что масштабы этой активности очень велики», — подчеркнул он. Люди готовы помогать другим, нужно эту активность направить в правильное русло.
Законопроект о поддержке работодателями добровольческой (волонтерской) деятельности сотрудников одобрили крупнейшие общественные объединения работодателей: Национальный совет по корпоративному волонтерству и Совет Торгово-промышленной палаты РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству, а также Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов России.
Как говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, сегодня 8% тех, кто занимается волонтерством, вовлекались в эту деятельность по инициативе работодателя. Для сравнения: по инициативе НКО — тоже 8% (а это все-таки мощный канал мобилизации волонтерского труда), в образовательных организациях — 5%, через волонтерские центры — 11%. Об этом говорят данные репрезентативного опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. «Таким образом, есть необходимость сделать деятельность работодателей более понятной и предсказуемой для сотрудников», — добавляет эксперт.
На фото: Ирина Мерсиянова. Источник: Высшая школа экономики
Также, по ее словам, если в коллективном договоре будет норма о поддержке волонтерства и благотворительности сотрудников, это будет формировать имидж компании как социально ответственной, что немаловажно в современных условиях распространения практик нефинансовой отчетности коммерческих организаций. «Для самих работников позиция работодателя по отношению к их волонтерскому труду станет более предсказуемой, — поясняет она. — Также будет укрепляться культура взаимопомощи, причем эффект от этого распространится далеко за пределы трудового коллектива. Это огромный вклад в формирование привычки помогать среди россиян, которая так необходима в нашем обществе».