По оценкам экспертов, финансирование климатических или адаптационных проектов на пространстве БРИКС потребует 6–8 трлн долларов инвестиций. В итоговую декларацию августовского саммита организации тема устойчивого развития вошла большим блоком. О перспективах ESG-политики в рамках БРИКС — в материале HSE Daily.
По итогам саммита БРИКС в ЮАР была принята декларация, затрагивающая широкий спектр сфер сотрудничества — от экономики до климата. Страны объединения отметили в том числе приверженность ESG-политике.
«Мы подчеркиваем необходимость оказания развитыми государствами поддержки развивающимся странам в вопросе обеспечения доступа к существующим и разрабатываемым технологиям и решениям для снижения выбросов, которые позволят избежать, сократить и устранить парниковые газы, а также активизировать адаптационные действия в подходе к проблеме изменения климата», — говорится, в частности, в итоговой декларации.
Кроме того, страны БРИКС заявили о необходимости привлечения «доступных, адекватных, новых и своевременно предоставляемых дополнительных финансовых ресурсов для реализации экологически устойчивых проектов».
Старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак на полях саммита заявил, что требуемый объем финансирования климатических или адаптационных проектов на пространстве БРИКС составляет 6–8 трлн долларов.
Фото: iStock
«И самое интересное… в международной валютно-финансовой системе накоплена такая ликвидность. Если мы хотим перейти на механизм трансформации этих денег из существующей системы инструментов — облигаций, акций и фондов — в область климатического финансирования, нам нужно развивать взаимодействие в рамках БРИКС», — заявил банкир.
В рамках БРИКС есть отдельные рабочие группы, где обсуждается зеленое финансирование и экологическая повестка в целом, рассказал там же, в ЮАР, главный стратег ВЭБ.РФ Алексей Кечко. «Российский подход в том, что мы делаем “зеленое” не потому, что оно “зеленое”, а потому, что это выгодно и инвестору, и нам, — подчеркнул он. — Мы также занимаемся экономически выгодными “квазизелеными” транзакционными проектами, чтобы улучшить ситуацию в экологии здесь и сейчас, а не через 5–10 лет, когда у нас появятся деньги». По его словам, Россия уже перевыполнила свои обязательства по сокращению выбросов СО2 к 2030 году, снизив их на 50%. «И я уверен, что мы выполним задачи, поставленные главой государства по нулевому чистому выбросу к 2060 году», — сказал Алексей Кечко.
«По результатам саммита, прошедшего в Йоханнесбурге (ЮАР) 22–24 августа, страны — члены БРИКС подтвердили свою приверженность принципам устойчивого развития и активизации взаимодействия по данному направлению», — отметила в комментарии для HSE Daily Анна Веселова, директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр), академический руководитель программы «Управление устойчивым развитием компании», доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Еще в 2020 году банки развития стран БРИКС подписали Меморандум о принципах ответственного финансирования, в котором закрепили обязательства по приоритизации финансирования проектов с существенными социальными эффектами, направленными на поддержку местных сообществ, развитие инклюзивных и устойчивых экономических моделей, борьбу с климатическими изменениями, а также повышение прозрачности корпоративных практик национальных компаний.
Реализация амбициозных совместных проектов в рамках БРИКС при условии сохранения курса на устойчивость будет способствовать формированию новых условий функционирования общества и бизнеса не только в странах — членах БРИКС, но и за их пределами, таким образом способствуя устойчивому экономическому развитию крупных регионов (в частности, АТР, MENA), считает эксперт.
При этом с учетом необходимых объемов инвестиций для финансирования таких проектов требуется внедрение новых финансовых технологий и решений, полагает Анна Веселова. На ее взгляд, одним из ключевых драйверов реализации проектов в области устойчивого развития может служить расширение деятельности Нового банка развития, а также стимулирование и привлечение финансовых ресурсов национальных банков при усилении роли национальных валют.
«Расширение инициатив в рамках государственно-частного партнерства также может выступать одним из эффективных инструментов при условии укрепления нормативно-правовой базы, повышения прозрачности процедур и создания привлекательных инвестиционных стимулов с умеренными рисками», — отмечает эксперт.
В сравнении с Китаем, который за последние 5–7 лет по многим направлениям устойчивого развития показал беспрецедентный прогресс, Россия в основном движется поступательно по пути внедрения устойчивых экономических моделей, полагает Анна Веселова. «Однако стоит отметить, что имеющийся у России ценный ресурсный потенциал и научно-технический задел создают прочный фундамент для реализации масштабных проектов в области устойчивого развития, а участие сильных и надежных партнеров из БРИКС в совместных проектах позволит их реализовать в существенно более короткие сроки», — резюмирует она.