50 лет назад, 11 сентября 1973 года, в Чили произошел переворот, военные во главе с главнокомандующим армией Аугусто Пиночетом свергли правительство Сальвадора Альенде и организовали масштабные преследования его сторонников. О причинах переворота, жертвах и итогах правления чилийской диктатуры HSE Daily поговорило со старшим научным сотрудником Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма факультета мировой экономики и мировой политики, автором блога «Наукозация» Екатериной Косевич.
— Давайте сначала напомним читателям, когда и при каких обстоятельствах к власти в Чили пришло правительство «Народного единства» Сальвадора Альенде.
— Начало 1970-х годов для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) стало периодом зарождения надежд на самостоятельное развитие региона. После столетий зависимых отношений латиноамериканские страны впервые увидели возможности для получения большей автономии, а также достижения устойчивого развития и обретения более заметной роли в мировой политике, достижения равенства. Перед государствами ЛАК встала дилемма, касающаяся выбора политического курса, способного приблизить их к этим целям: через революцию или же через реформы.
Символом революционного пути стала кубинская революция (1953–1959), а также деятельность вооруженных антиправительственных образований, таких как партизанская борьба Че Гевары в Боливии. Эталоном реформистского пути стала «Революция в условиях свободы» (Revolución en libertad), которую президент Чили Эдуардо Фрей (1964–1970) пытался осуществить в стране в период с 1964 по 1969 год, приняв законы об аграрной реформе (1967), «чилинизации» меди (1965–1966), означавшей переход в руки государства 51% собственности добывающих компаний, покупку большинства компаний горнодобывающей промышленности, за счет чего был обеспечен полный контроль над ними со стороны государства (1969). Главной социальной реформой можно назвать программу «Народное продвижение» (закон №16880 от 1968 года), изменившую формы коллективной организации чилийского общества. Благодаря ей были созданы новые социальные организации, которые должны были улучшить жизнь маргинальных слоев населения.
На этом фоне приход к власти политика, обещающего конституционные изменения для перехода Чили от капитализма к социализму, которые хотело осуществить правительство Сальвадора Альенде, выглядел логичным этапом развития страны ЛАК.
— Представители каких партий вошли в правительство?
— Пришедшая к власти коалиция включала шесть левых партий и организаций: Социалистическую партию, Коммунистическую партию, Радикальную партию, Социал-демократическую партию, Движение единого народного действия и «Независимое народное действие».
Cреди них самыми влиятельными были Социалистическая партия и Коммунистическая партия. К ним также присоединились радикалы, отколовшиеся от Христианско-демократической партии (Partido Demócrata Cristiano, PDC), левая фракция Движения единого народного действия (Movimiento de Acción Popular Unitaria, MAPU) и две небольшие партийные группировки. Ультрарадикальное Левое революционное движение (Movimiento Izquierda Revolucionario, MIR), стоявшее на позициях нелегальной, вплоть до вооруженной, партизанской борьбы с существующей властью, не вошло в коалицию, но поддержало в тот момент кандидатуру Сальвадора Альенде.
Сальвадор Альенде, фото: Национальный архив Чили
Создание и приход к власти столь широкой коалиции можно было считать крупным политическим успехом. Однако новое правительство было намерено реализовать совершенно иной, по сравнению с планами христианских демократов, проект общественного развития, что усилило многочисленные риски внутреннего и внешнего характера.
— Можно ли назвать Альенде сочувствующим коммунистам и коммунистической идее?
— Это не совсем корректно. Скорее — разделяющим идеи или подходы. Так, идеи, которые планировал претворить в жизнь Сальвадор Альенде, получили название «чилийский путь к социализму», или «мирный путь к социализму». Подобный пример «чилийского пути к социализму» стал своего рода прецедентом во всем мире, поскольку до этого момента не было политического опыта, который бы пропагандировал развитие социализма избирательными средствами.
— Какие реформы правительства Альенде вы бы назвали наиболее важными?
— Самыми главными были «Три реформы Альенде», которые стоили ему жизни.
Первая — это национализация добычи меди и банковского дела. Медь всегда была важным продуктом чилийской экономики. В 1970-х годах на медь приходилось три четверти всего экспорта страны. Когда Альенде пришел к власти, государству принадлежал 51% основных медных рудников. Остальные были собственностью американских компаний, в частности Anaconda Copper Company, контролируемой влиятельными семьями Ротшильдов и Рокфеллеров. В июле 1971 года правительство Альенде при единодушной поддержке чилийского парламента полностью национализировало добычу меди. Альенде также национализировал еще 91 базовую отрасль в течение первого года своего пребывания в должности, включая банковское дело.
Вторая — аграрная реформа. Большая часть пахотных земель Чили были латифундиями в руках горстки семей. Правительство Альенде провело аграрную реформу, запретившую владеть более 80 га земли на человека. Через 1,5 года все крупные поместья ликвидировали. Крестьяне через кооперативные организации заменили представителей латифундистов во всех государственных органах. Также была учреждена бесплатная техническая помощь крестьянству и установлены кредитные планы для новых кооперативов.
Третья часть — медицинские, образовательные и социальные реформы. За три года своего пребывания в правительстве Альенде также провозгласил ряд реформ в области здравоохранения, образования и в социальной сфере: обучение в университетах стало бесплатным, и в 1970–1973 годах число их студентов выросло в 1,9 раза. Для многих скромных семей это был первый случай, когда их дети получили доступ к высшему образованию. Была создана система стипендий для детей коренного населения (в основном мапуче), десятилетиями подвергавшегося дискриминации. «Программу пищевых добавок» распространили на всех детей в начальных школах и на всех беременных женщин. Были увеличены минимальные пенсии, создана система медицинских центров в рабочих кварталах, причем один центр приходился на каждые 40 000 жителей.
— Вероятно ли было превращение Чили во «вторую Кубу», насколько сильным было влияние Кубы и СССР на политические процессы в Чили?
— Сближение с СССР было одним из приоритетов внешней политики Чили при Сальвадоре Альенде. Во внешней политике Чили перестало ориентироваться на США и старалось сблизиться с СССР и Восточным блоком.
При этом ни Советский Союз, ни страны соцлагеря не верили в формулу Альенде и не стали рисковать и ставить под угрозу международный баланс в условиях бушующего Кубинского ракетного кризиса. СССР никак не был способен влиять на Чили, так как сам отвернулся от предложения по сближению с правительством Альенде.
— Насколько серьезным было сопротивление правых партий?
— Сопротивление правых политиков реформам, проводимым Альенде, было достаточно сильным. Так, к началу 1973 года в парламенте сформировалось антиправительственное большинство, оно систематически торпедировало президентские законопроекты.
— Когда в умах противников Альенде возникла идея переворота?
— Недовольство политической элиты Чили созрело еще в 1972 году. Начался экономический спад, выросли дефицит бюджета и отрицательное внешнеторговое сальдо, инфляция вышла из-под контроля. Сам переворот появился в умах в конце 1972-го — начале 1973 года.
— Почему они решили не дожидаться выборов, которые должны были пройти в 1974 году?
— Идейное руководство переворота ожидало, что военный переворот окажет эффект шока как на чилийское общество, так и на страны ЛАК, которые также задумывались о том, чтобы пойти по социалистическому пути.
— В июне 1973 года вспыхнул мятеж 2-го танкового полка, который был быстро ликвидирован. Это была самодеятельность подполковника Супера (Роберто Супер, подполковник бронетанковых войск, ультраправый активист. — Ред.) или часть заговора?
— К началу июня 1973 года высшее командование чилийских вооруженных сил потеряло всякое доверие к правительству Сальвадора Альенде. К этому же времени левое правительство вызывало недовольство большинства населения страны, переживавшей период сильных социальных потрясений и начала тяжелого экономического кризиса. Мятеж «танкетасо» можно рассматривать как «пробную версию» сентябрьского переворота.
— Одну из ключевых ролей в подавлении «танкетасо» сыграл как раз Аугусто Пиночет. Почему он поступил именно так, а не поддержал мятежников?
— По словам самого генерала Пиночета, «танкетасо» позволил разведывательным службам вооруженных сил оценить возможности созданных военизированных формирований, выступающих за свержение правительства, найти наиболее эффективный вид используемого вооружения и проверить, найдут ли призывы Альенде к людям защищать «свое правительство» отклик в сердцах простых чилийцев.
— Можно ли говорить, что в Чили к сентябрю 1973 года наблюдался серьезный социально-экономический кризис?
— Да, безусловно. Еще в 1972 году начался экономический спад, выросли дефицит бюджета и отрицательное внешнеторговое сальдо, росла инфляция. Общество разочаровалось в «мечте Альенде», в строительстве «нового Чили».
Сальвадор Альенде (крайний слева) с министром обороны Карлосом Пратсом (третий слева) и другими военачальниками, фото: Библиотека Национального Конгресса Чили
— Можно ли говорить о единой негативной позиции военных и сотрудников других силовых структур Чили против Альенде и его правительства?
— Их позиция, очевидно, не была полностью агрессивно-негативной, но, безусловно, была отрицательной.
— Какую роль в перевороте сыграло ЦРУ, можно ли говорить, что она была ведущей?
— Нет, ЦРУ не сыграло ни ведущей, ни решающей роли. Но Вашингтон явно подливал масла в огонь негодования общества, а также военной и политической элиты Чили из-за выхода страны на социалистические рельсы и разрыва отношений с США.
— Допустим, что верный Сальвадору Альенде и конституции министр обороны Карлос Пратс сохранил бы свой пост. Мог ли его авторитет помешать планам путчистов?
— Это очень маловероятно, поскольку имидж правительства Альенде был явно подпорчен острым кризисом. Его в тот момент уже очень мало кто поддерживал, особенно среди военной элиты страны.
— Мог ли Сальвадор Альенде и его соратники организовать более эффективное сопротивление мятежникам?
— Да, конечно, мог. Но этого не произошло, так как Альенде не верил, что «его способны устранить», а также он наивно доверял своему окружению, в том числе тому же Пиночету. Чили — это одна из немногих по-настоящему развитых стран Латинской Америки. И, безусловно, такого кровавого исхода именно в этой стране никто не ожидал.
— Насколько масштабными были репрессии против сторонников «Народного единства» и чистки в армии, полиции и госаппарате?
— Одним из первых действий нового правительства было создание Национального разведывательного управления (DINA) — органа, отвечающего за преследование и подавление любого типа оппозиции военной хунте, которая управляла страной.
DINA могла арестовать любого, кто подозревается в заговоре против Пиночета, а также интеллектуалов и левых политиков, студентов или профсоюзных деятелей. Для запугивания населения они использовали такие методы, как похищение людей, пытки и убийства.
— Сколько людей были арестованы и погибли?
— По последним данным Национального института прав человека (INDH) Чили, число жертв диктатуры, подвергшихся политическим преследованиям и пыткам, превышает 40 000 человек.
Согласно отчету Национальной комиссии по политическим заключениям и пыткам Чили, также известной как Комиссия Валеча, опубликованному в 2011 году, в период с 1973 по 1990 год были убиты более 3000 человек.
Чилийские солдаты во время мятежа 1973 г., фото: Koen Wessing / Wikimedia Commons
— Как отнеслись к перевороту в Латинской Америке?
— Переворот и кровавый террор в Чили осудили правительства и парламенты целого ряда стран Латинской Америки. Некоторые прервали дипломатические отношения с режимом Пиночета, в частности Мексика, занявшая резко отрицательную позицию по отношению к новому незаконному режиму в Чили.
— Как долго продолжались репрессии?
— Практически до 1990 года.
— В первые постсоветские годы было популярно представление, что сочетание жесткого подавления политических противников и экономического либерализма обеспечило быстрый экономический рост Чили в 1970–1980-е годы. Насколько оно обоснованно?
— Не совсем так. Пиночет смог вывести Чили на рельсы эффективной экономики, но это заняло несколько лет. В 1974–1975 годах Чили было ввергнуто в глубокий экономический кризис, инфляция в 1974-м превысила 600%.
С 1976–1977 годов начался постепенный выход страны из кризиса. Но уже с конца 1981-го начался новый разрушительный кризис. В следующем, «исторически провальном» 1982 году произошло падение всех экономических показателей Чили: ВВП сократился на 15%, безработица выросла до рекордных 35%. Почти 1800 предприятий полностью обанкротились, а банковская система обрушилась.
При этом военное правительство продолжало действовало в соответствии с классическими неолиберальными рецептами, которые в таких критических условиях совершенно не работали, еще больше усугубляя положение дел.
Нормализовав ситуацию, в 1984–1985 годах правительство вернулось к прежнему неолиберальному курсу, но в менее жестком варианте и с большей долей государственного регулирования, чем до 1982-го (государственное финансирование экспорта некоторых товаров, гарантированные цены на аграрную продукцию и др.). Только после этого начался устойчивый рост экономики.
При этом с годами ставка делалась на укрепление сельской буржуазии и фермерства. Выросло производство фруктов на экспорт, сохранившееся и сейчас. Повысились техническая оснащенность, энерговооруженность и производительность труда на крупных предприятиях в экспортных отраслях — медной, железорудной, целлюлозно-бумажной.
— Когда жесткость, или жестокость, военного режима стала ослабевать?
— К началу 1980-х годов.
— Почему Пиночет пошел на выборы в 1988-м и как он их проиграл? Почему он и его окружение не прибегли к фальсификациям?
— Экономический кризис начала 1980-х ускорил рост оппозиционных выступлений. По стране прокатились волны протестов, в которых участвовало каждый раз до полутора миллионов человек. Массовые выступления расшатали диктатуру, создав условия для осуществления более умеренного либерально-реформистского варианта перехода к демократии.
Хунта назначила на 5 октября 1988 года плебисцит, который должен был предоставить Пиночету президентские полномочия еще на 8 лет. «Нет» диктатору высказали 55% участников голосования. После плебисцита, итоги которого не без колебаний признал Пиночет, оппозиция неуклонно наращивала давление на диктатуру, ускоряя процесс ее демонтажа. На 14 декабря 1989 года были назначены президентские выборы, победителем на которых стал Партисио Эйлвин от ХДП (1990–1994).
Так с политической карты Южной Америки наконец-то исчезла последняя диктатура. Почему Пиночет не подделал результаты выборов? Он искренне не ожидал таких результатов. Кроме того, здоровье у Пиночета уже было не то, что раньше.
Аугусто Пиночет, фото: Wikimedia Commons
— Как складывается история Чили после диктатуры?
— Чили сейчас — одна из самых развитых, процветающих стран ЛАК. Ее также называют «западным куском ЛАК»: государство развивается по западному образцу (в хорошем смысле слова), переняло лучшие практики от развитых стран при активной диверсификации своей внешней политики.
— Какие выводы сделали политики, созданы ли страховочные механизмы против повторения попытки переворота?
— Да. Были введены новые инструменты защиты государства и его граждан, такие как карабинеры (закон 1990 года «О конституционном органе карабинеров Чили»), а также Закон о государственной безопасности (1990 год), который предусматривал многоуровневые механизмы защиты режима от возможных «внутренних нападений».
Кроме того, в Чили начали предъявлять особенно высокие требования к политической ответственности и профессионализму лидеров ведущих партий демократической оппозиции. Общество и государство стремятся совместно формировать инструменты реализации социальной справедливости в Чили.
— Часть соратников Пиночета, в частности организаторы убийства Карлоса Пратса (военный и политический деятель Чили. — Ред.), в Аргентине были осуждены на длительные, вплоть до пожизненных, тюремные сроки. Каково отношение чилийского общества к этим судам?
— Положительное отношение, конечно: «негодяй получил свое наказание».
— Как в Чили восприняли суд над самим Пиночетом?
— Суд восприняли как явно недостаточное наказание за все совершенные Пиночетом и его соратниками зверства в отношении населения. В Чили период его правления называют «государственным терроризмом».
— Как сейчас в стране относятся к генералу и той эпохе? Есть ли консолидированная позиция или страна разделилась?
— Отношение к диктатуре Пиночета в чилийском обществе двойственное: 40% говорят о росте экономики, стабильности, экономическом процветании среднего класса (что началось примерно в 1980-х годах), около 60% населения называют его правление государственным терроризмом. Положительно высказываются представители нового среднего класса Чили, который начал формироваться во время Пиночета.
Нельзя сказать, что отношение чилийцев к Пиночету и его стилю правления сугубо отрицательное. Но очень симптоматично, что, когда в декабре 2021 года умерла Люсия Хириарт, вдова Аугусто Пиночета, на улицы по всей стране вышли тысячи людей, скандируя: «Очередной конец черной эпохи!»