Пандемия коронавируса стала катализатором для реализации и без того насущной задачи по развитию внутреннего туризма в России. Этому способствовали не только принятые меры поддержки, но и изменение отношения к туристам на местах. Так, например, в Пермском крае активно развивается промышленный и экологический туризм, а местные жители участвуют в развитии инфраструктуры для приезжих гостей.
Сфера экономики впечатлений стала одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Потери мирового туристического сектора за 2020 год составили более 1,3 трлн долларов. По оценке компании Euromonitor International, занимающейся исследованиями глобального рынка, в прошлом году оборот международного туризма рухнул на 75%. Полное восстановление рынка, по оценкам международных экспертов, может занять не меньше пяти лет.
Впрочем, ситуация в разных странах складывается по-разному, отметил преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Дмитрий Кощеев, выступая на II Международной конференции «Экономика впечатлений», организованной в пермском кампусе Высшей школы экономики.
На это влияют, в частности, различия системных мер поддержки в каждой стране и объем введенных ограничений.
В своем докладе «Функционирование туристского сектора в условиях карантина при пандемии: проблемы и решения» он остановился на российской модели, которой также придерживаются страны СНГ, Украина и Монголия. Ей свойственны пакеты административных мер, включающие отсрочки, полную отмену арендных платежей, налоговые льготы и моратории на проверки и взыскания.
Также в этих странах реализованы программы поддержки внутреннего туризма в формате механизма кешбэка — распределения ваучеров или целевых государственных закупок турпакетов.
Интересно то, как сами участники рынка относятся к этим решениям. По словам Кощеева, проведенный в Пермском крае опрос показал, что 95% игроков местной туриндустрии высоко оценивают эффективность мер по снижению налогового бремени и программы поддержки внутреннего бизнеса, но в то же время 92% опрошенных отметили сложности, возникающие с привлечением субсидий.
Промышленный туризм в регионах
В целом пандемия не притормозила, а скорее актуализировала реализацию и без того насущной для России задачи по развитию внутреннего регионального туризма.
Доцент Пермского государственного национального исследовательского университета Светлана Мышлявцева отметила, что в России, согласно распоряжению правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р «О стратегии развития туризма на период до 2035 года», готовится профильный нацпроект, и рассказала о разработке методики оценки привлекательности 700 городов России для определения территорий, которые будут в нем участвовать.
Доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма Соликамского государственного педагогического института Григорий Захаренко предложил обратить внимание на развитие промышленного туризма.
Он исследовал потенциал Пермского края с учетом ресурсов развития местной инфраструктуры и предложил несколько маршрутов, охватывающих основные в историческом и культурном плане промышленные предприятия и располагающиеся рядом города, которые могли бы вызвать интерес у туристов. В их числе Соликамск, Александровск, Губаха, Чусовой, Кунгур, Нытва, а также села Уинское, Орда и Барда.
«Промышленный туризм сегодня — действительно перспективное направление, если взяться за него комплексно и качественно. Мы говорим о турах, о перспективе построения продукта с большей добавленной стоимостью. С экономической точки зрения этот вариант развития смотрится более интересным», — отметил Захаренко.
О том, как элементы промышленного туризма в регионе развиваются уже сейчас, говорила Ольга Приданникова, ПАО «Уралкалий».
По ее словам, все началось 8 февраля 2018 года с создания в Пермском крае Ассоциации промышленного туризма. Инициатором выступила Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», а администрация поддержала данный проект. Задачи были весьма амбициозными. Ассоциация планировала открыть двери предприятий для развития промышленного туризма, профориентации подрастающего поколения и формирования имиджа России как страны с высоким уровнем развития промышленности.
В настоящее время, отметила Приданникова, на территории Пермского края функционируют два корпоративных музейно-выставочных центра ПАО «Уралкалий» — в городах Соликамск и Березники. По стране проводятся конкурсы «Корпоративный музей», основной целью которых является формирование и развитие интереса общественности к промышленному потенциалу страны. Только в Пермском крае насчитывается около 18 компаний, работающих над улучшением уровня промышленного туризма, подчеркнула она.
Экотуризм и охрана природных территорий
Другое перспективное направление для регионов — природный туризм. С докладом на эту тему выступили кандидат исторических наук и ведущий научный сотрудник Лаборатории экологической и технологической истории Центра исторических исследований Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств ВШЭ Юлия Лайус и старший научный сотрудник лаборатории Алексей Крайковский.
Они рассказали об изучении экологической истории на примере Соловецких островов, а также о проекте CONTOURS, основная задача которого — наметить концептуальный и методологический путь для соединения природного туризма с исследованиями отношений человека и окружающей среды.
«За несколько лет исследований на местах мы испытали на себе столкновение с “множественностью природы”: как споры вокруг одного места и даже одного объекта возникают, потому что эксперты создают несколько версий места объекта», — отметила Юлия Лайус.
С 7 по 13 сентября 2021 года исследовательская команда Лаборатории экологической и технологической истории находилась в экспедиции по маршруту Кашкаранцы — Варзуга — Кузомень — Умба для реализации проекта по изучению взаимосвязи охраны природы и туризма в отдаленных частях России. В ходе исследования эксперты убедились в растущей инфраструктуре на Терском берегу Белого моря.
Из разговоров с местными жителями исследователи сделали вывод, что в данной местности отсутствует деление на местных и приезжих. Основными принципами оставались: «приезжий как равный», «природа как сосед», а также «делегирование, разделение и принятие ответственности».
«Восхищает довольно точно найденная тональность общения с туристами. С одной стороны, к ним относятся очень уважительно и доброжелательно, но также и понимают, что за туристом нужно присматривать», — отметил Алексей Крайковский.
II Международная конференция «Экономика впечатлений» прошла 20–22 октября в пермском кампусе НИУ ВШЭ. Исследования, имеющие практическое применение в музейной, событийной, туристической и театральной сферах, были рассмотрены на других сессиях конференции. Пленарные доклады представили: профессор Университета Глазго Гийом Тибергьен, профессор Университета Боккони Андреа Рурале, заместитель директора Пушкинского музея Владимир Определенов и другие. С записями конференции можно ознакомиться на YouTube-канале «Высшая школа экономики — Пермь».
Фото: Маяк в Кашкаранцах, the GEL, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0