Женитьба не сказывается на доходах мужчин. И даже перспектива рождения ребенка больше мотивирует работать и зарабатывать тех отцов, кто состоит в гражданском браке, а не тех, кто официально зарегистрировал отношения. К таким выводам пришли исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елена Котырло и Илья Булгаков. Результаты исследования опубликованы в статье «Отцовство, брак и трудовые показатели мужчины».
Российские и зарубежные исследования показывают, что существуют «премия за отцовство» и «супружеская премия»: мужчины, состоящие в браке и/или имеющие детей, зарабатывают в среднем больше, чем холостые и бездетные. Однако эти эффекты заметны не всегда и не во всех странах: разница в доходах зависит от национальной культуры, распределения обязанностей в семьях, политики государства. Есть несколько работ, в которых взаимосвязь брака, отцовства и доходов мужчин исследуется на российских данных, однако постановка вопросов не позволяет рассмотреть проблему целостно.
Авторы новой статьи решили восполнить этот пробел и исследовали взаимосвязь отцовства, брака и доходов мужчин. Экономисты учитывали различные варианты влияния: возможно, мужчины стремятся работать и зарабатывать больше после создания семьи, а может, наоборот, решают жениться и/или завести детей, когда видят, что могут позволить себе дополнительные расходы. В работе ученые использовали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ: сведения о заработной плате, количестве рабочих часов в неделю, наличии/отсутствии ребенка и изменениях семейного положения мужчин 25–35 лет в 2014–2017 годах.
Статистически мужчины с детьми и работают, и зарабатывают больше: их доходы в среднем на 24% выше, чем у бездетных. Женатые также зарабатывают больше одиноких (на 29%) и работают на 6% дольше (в часах в неделю). Однако на основе подсчета средних значений говорить о какой-либо причинно-следственной связи нельзя. Что необходимо учесть?
С одной стороны, есть вероятность, что и на семейное положение, и на уровень заработков влияет некий третий фактор, например личностные качества мужчины: активность, коммуникативные навыки, амбициозность, организованность. Возможно, женщины изначально предпочитают мужчин с такими характеристиками для партнерских и семейных отношений. С другой — для кого-то создание семьи может компенсировать отсутствие успехов на рынке труда. Осложняют поиск причинно-следственной связи и меры поддержки со стороны государства и компаний, продвигающих семейные ценности: они могут повлиять как на доходы, так и на решение о вступлении в брак или рождении ребенка. Свой вклад вносит и экономическое положение в стране: разразившийся финансовый кризис ударит по кошельку работающих и кого-то из них заставит отложить дополнительные расходы.
Чтобы оценить значение каждого из факторов и определить направление влияния, ученые использовали метод «разность разностей» (difference-in-differences), который часто применяется для анализа последствий реформ и изменения госполитики. При этом экономисты учитывали, в каком порядке произошли события (например, женитьба последовала за повышением зарплаты или наоборот), и сравнивали подвыборки, где один из статусов (наличие официального брака и/или ребенка) оставался неизменным.
Исследователи получили несколько интересных результатов. Так, у мужчин, состоящих в гражданском браке, заметно выше среднего доходы за год до и через год после рождения ребенка — на 22 и 28% соответственно (в тот же год значимой разницы нет). Однако для женатых мужчин таких изменений уровня доходов не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что появление ребенка в браке чаще планируется заранее и мужчина может принять меры (сменить работу, добиться повышения зарплаты или продвижения по служебной лестнице) раньше, чем за год до его рождения.
А вот вступление в брак не влечет за собой роста доходов или продолжительности рабочей недели ни у тех мужчин, у которых есть ребенок, ни у бездетных. Скорее всего, это объясняется тем, что большинство пар начинают жить вместе задолго до свадьбы и заключение брака не меняет социального статуса мужчины и не влияет на его мотивацию зарабатывать больше.
«Отличие нашего исследования — разделение эффектов женитьбы и рождения первого ребенка, которые во времени нередко приходятся на один календарный год. Мы рассматриваем разные последовательности этих событий и проверяем, есть ли скачок в трудовых показателях за год до или через год после изменений в семейной жизни. За небольшим исключением, результаты демонстрируют отсутствие таких скачкообразных изменений», — рассказала один из авторов статьи доцент факультета экономических наук ВШЭ Елена Котырло.
По мнению авторов, это может объясняться тем, что семейная жизнь, требующая стабильности трудовых отношений, скорее влияет на заработки в долгосрочном периоде. Обратное может быть также верно: готовясь к семейной жизни, мужчина добросовестнее относится к своей работе и в среднем начинает зарабатывать больше. Еще одна причина того, что ожидаемые эффекты не наблюдаются в краткосрочном периоде, — отсутствие политики на государственном или корпоративном уровне, которая бы «премировала» отцов и женатых мужчин.
Фото: iStock