Бриксовское мышление: рассуждать глобально, действовать на местном уровне

Фото: infobrics.org
Фото: infobrics.org

Перспективы кооперации в исследовании вопросов конкуренции на социально значимых рынках, выстраивание партнерских отношений с мировым академическим сообществом, достижение баланса между экономической и социальной ролью стран БРИКС в мире — эти и другие стратегические вопросы обсуждали на 17-й ежегодной конференции по конкурентному праву, экономике и политике в Йоханнесбурге, которую традиционно проводит Комиссия по конкуренции Южной Африки. Делегация Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Центр БРИКС) приняла участие в ее мероприятиях.  

Директор Центра БРИКС Алексей Иванов выступил на встрече глав конкурентных ведомств стран объединения, которая прошла на полях конференции. Во встрече принимали участие Дорис Тшепе, глава Комиссии по конкуренции Южной Африки, Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, Виктор Оливейра Фернандеш, комиссар Административного совета по экономической защите Бразилии (CADE), Равнит Каур, председатель Комиссии по конкуренции Индии (CCI), Гань Линь, глава Национального антимонопольного бюро Китая, заместитель руководителя Государственной администрации по регулированию рынка Китая (SAMR), и другие.

Конкуренция на глобальном рынке идей антимонопольной политики

Главы ведомств обсудили актуальные вопросы в области защиты конкуренции на пространстве БРИКС, проблемы взаимодействия и текущие форматы сотрудничества. В частности, речь шла о перспективах дальнейшей кооперации по исследованию вопросов конкуренции на социально значимых рынках, а также о подготовке 8-й Конференции по конкуренции БРИКС, которая пройдет в октябре в Дели (Индия).

Руководители антимонопольных регуляторов отметили важную экспертную роль Центра БРИКС, благодаря деятельности которого голос стран БРИКС на мировой арене стал слышнее. Впереди большой объем работы с учетом вступления в БРИКС еще шести стран, подчеркнул Андрей Цыганов.

Алексей Иванов выступил с докладом по актуальной исследовательской повестке Центра БРИКС. Важнейшая задача центра — выстраивание партнерских отношений с мировым академическим сообществом и полноценное участие в рынке производства идей. Академические институты стран БРИКС вовлечены в этот процесс не в той степени, в которой заслуживают, считает Алексей Иванов. 

Алексей Иванов, фото: Высшая школа экономики

«Существует дисбаланс между экономической и социальной ролью стран БРИКС в мире и недостатком произведенных ими новых идей, видения и концепций. Этот дисбаланс должен быть устранен с помощью механизмов сотрудничества, которые уже есть в рамках БРИКС. Наша задача — создать спрос на проведение исследований в области конкуренции, сфокусированных на БРИКС. Центр БРИКС уже ведет работу в этом направлении: мы установили партнерские связи с университетами, аналитическими центрами и профессиональными сообществами», — сказал он.

Идеи и подходы развивающихся стран часто критикуются устоявшимися институтами, которые зачастую не принимают во внимание особенности и интересы развивающихся экономик. Так, ЮАР столкнулась с жесткой критикой со стороны ОЭСР за стремление учитывать общественные интересы (Public Interest Consideration) в своей антимонопольной политике. Комиссия по конкуренции Южной Африки при вынесении решений всегда учитывает ряд социальных факторов, в частности интересы «исторически обездоленных групп» (людей, пострадавших от последствий апартеида). В связи с этим при согласовании сделок M&A комиссия может предъявлять компаниям дополнительные требования.

Центр БРИКС пытается отстаивать своего рода «бриксовское мышление» в отношении актуальных проблем конкуренции, подчеркнул Алексей Иванов. Эксперты Центра БРИКС изучают влияние глобальных продовольственных цепочек на цены на потребительские товары и уровень благосостояния в странах объединения. Кроме того, исследуются цифровые экосистемы и их влияние на экономику и конкуренцию, а также средства защиты, которые можно использовать для изменения поведения цифровых платформ. 

«Решение всех этих проблем требует нового мышления и академической поддержки. С помощью своих исследований и докладов, ориентированных на страны БРИКС, мы пытаемся дать регуляторам новые инструменты, новый способ работы с нынешней сложной реальностью, — говорит Алексей Иванов. — Чтобы справляться с вызовами XXI века, мы должны быть оснащены должным образом. Я надеюсь, что медленно, но верно мы сможем создать более устойчивую платформу для такой академической работы».

По его мнению, важно сотрудничество как антимонопольных органов, так и академических институций стран — участниц объединения. Среди совместных мероприятий — Цифровой форум по конкуренции в Рио-де-Жанейро (Бразилия), который Центр БРИКС организует совместно с университетом FGV. Кроме того, регулярно проводятся исследовательские семинары, в том числе с участием ученых из западных стран, разделяющих идеи членов БРИКС. В октябре на 8-й Конференции по конкуренции БРИКС в Индии эксперты центра представят доклад о связи целей устойчивого развития и конкурентного права. Устойчивость в нем рассматривается не только в контексте экологии, но и с учетом социально-экономических проблем — неравенства, голода, исключения некоторых стран из процесса принятия решений по глобальным вопросам и т.д.

«Сейчас многие организации, такие как Международная конкурентная сеть (МКС), становятся очень политизированными. Например, Китай не является членом МКС, Россия была исключена из нее, так что по крайней мере две страны — участницы БРИКС больше в МКС не входят. Эти изменения только усиливают западную оптику и интересы в работе сети, что вызывает некоторую озабоченность. Чтобы обеспечить конкуренцию на глобальном рынке идей антимонопольной политики, мы должны развивать собственные экспертные платформы и механизмы взаимодействия», — убежден Алексей Иванов. 

Архитекторы глобальных продовольственных цепочек

В ходе конференции Алексей Иванов также выступил в сессии «Инфляция и обеспечение конкуренции в пищевой и агроперерабатывающей промышленности». Структура современных глобальных сельскохозяйственных рынков указывает на то, что сектор продовольственных товаров особенно восприимчив к таким потрясениям, как разрушение цепочек поставок, рост цен на топливо и удобрения и т.д. Участники дискуссии обсудили, как правоприменительная практика в области конкуренции может наиболее эффективно решать проблемы, связанные с продовольственной инфляцией. Модератором сессии выступил Джеймс Ходж, главный экономист Комиссии по конкуренции Южной Африки.

Проблемы конкуренции в продовольственном сегменте рынка во многом обусловлены самой структурой производственно-сбытовой цепочки, отметил Алексей Иванов. Так, на ценах на продовольствие существенно сказалась монополизация средств производства — удобрений, семян, агрохимической продукции. Этой проблеме посвящена отдельная глава в книге Global Food Value Chains and Competition Law (Cambridge University Press, 2022), подготовленной под руководством и при участием экспертов Центра БРИКС.

В торговом сегменте цепочки также заметна значительная монополизация, которой способствовали неравный доступ участников рынка к информации и финансиализация торговли. Глобальные трейдеры, такие как ADM, Bunge, Cargill, выигрывают от информационной асимметрии, потому что обладают данными по импорту и экспорту зерна или других важных товаров. 

«Это новый тип рыночной власти, близкий к власти цифровых гигантов, которые контролируют внимание людей, их персональные данные и пользуются преимуществами сетевых эффектов. В мировой торговле сельскохозяйственной продукцией сложилась очень похожая ситуация», — подчеркнул Алексей Иванов.

Сегодня уже невозможно проводить анализ сельскохозяйственных и продовольственных рынков на местном уровне без учета глобальной динамики, а значит, необходима глобальная координация действий антимонопольных органов. Необходимо действовать на местном уровне, но при этом мыслить глобально и развивать сотрудничество. В Африке есть Протокол о политике в области конкуренции в рамках Африканской континентальной зоны свободной торговли (АфКЗСТ), который позволяет действовать в масштабах континента. «Я думаю, что и на уровне БРИКС должно быть что-то подобное, по крайней мере когда речь идет о таких глобальных сделках, как слияние агротрейдеров Bunge —Viterra. Я уверен, что должен существовать региональный режим по защите конкуренции БРИКС, когда глобальные компании одновременно приходят во все ведомства с одной и той же информацией и раскрывают, что происходит в глобальном масштабе, потому что мы все очень зависим от глобальной динамики. Антимонопольный договор стран Африки становится ориентиром для БРИКС», — сказал Алексей Иванов. 

Фото: compcom.co.za

На его взгляд, формирование структуры рынков во многом происходит под влиянием международных корпораций, при этом выгодоприобретателями выстроенных таким образом цепочек добавленной стоимости становятся отнюдь не фермеры. «Фермеры проигрывают в большей степени, потому что они зажаты с двух сторон — между олигополией производителей семян и агрохимикатов и олигополией трейдеров. Фермеры — самый уязвимый сегмент цепочки добавленной стоимости сегодня», — считает он.

Говоря о координации промышленной и конкурентной политики, Алексей Иванов отметил, что антимонопольные органы должны не только учитывать, на чьи интересы работает определенная конструкция глобальных цепочек добавленной стоимости, но и сами участвовать в их формировании.

«О дизайне цепочки создания стоимости должны думать государства, а не нынешние архитекторы этих цепочек, которые организуют их в соответствии со своими интересами, а не интересами общества», — заключил он. 

Вандиле Сихлобо, главный экономист Сельскохозяйственной деловой палаты ЮАР (Agbiz), отметил, что ЮАР импортирует почти все производственные ресурсы, в том числе 80% удобрений, 98% агрохимикатов, что повышает зависимость местных фермеров от поставщиков средств производства. При этом, по мнению господина Сихлобо, главными факторами роста цен на продовольствие в ЮАР стали скупка Китаем больших объемов сои и кукурузы на мировом рынке, затянувшаяся засуха в Южной Америке и военный конфликт на Украине. «Если говорить о мировом сельском хозяйстве, то 50% соевых бобов и примерно 15% кукурузы поставляется из Бразилии и Аргентины. Поэтому ограничение предложения с их стороны отразилось на мировых ценах на сырьевые товары».

В продолжение темы, поднятой Алексеем Ивановым, Рина дас Наир, старший научный сотрудник Центра конкуренции, регулирования и экономического развития при Университете Йоханнесбурга, рассказала, что, согласно исследованию центра, цены на удобрения в Замбии, Малави и Южной Африке на 30–80% выше, чем в других странах. При такой разнице цен на основные производственные ресурсы этим странам очень трудно развивать мощные региональные цепочки добавленной стоимости, подчеркнула она. По ее мнению, высококонцентрированные рынки и антиконкурентное поведение глобальных игроков, которые поставляют удобрения на африканский континент, — это глобальная проблема. «Вопрос, который я задаю всем присутствующим: какова же тогда роль протокола по конкуренции АфКЗСТ в борьбе с этими международными антиконкурентными действиями?» — обратилась она к участникам дискуссии.

Айзек Тауша, главный экономист Комиссии по конкуренции организации COMESA (Common Market for Eastern and Southern Africa), упомянул о проведенном исследовании цепочки добавленной стоимости по нескольким сельскохозяйственным культурам (кукуруза, рис, соевые бобы и другие) в пяти африканских странах. Исследование выявило ряд проблем в торговле сельскохозяйственной продукцией, высокую концентрацию на товарных рынках и асимметрию информации между товарными брокерами и фермерами.

«Если смотреть на эти проблемы с национальной или региональной точки зрения, то при изучении сделки можно не обнаружить проблем с конкуренцией. Но позже произойдет еще одно слияние каких-нибудь других двух компаний, и вот они уже контролируют всю цепочку создания стоимости», — сказал он.

Дата публикации: 13.10.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: