Исследовательская деятельность таит в себе множество испытаний, особенно для тех, кто погружается в науку впервые. Как готовить собственное научное исследование, где искать релевантную литературу и когда определяться с площадкой для публикации работы — после ее написания или заранее, поделились старший научный сотрудник департамента политики и управления НИУ ВШЭ Евгений Седашов и старший преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Константин Нефедов в рамках ежегодных мастер-классов от Центра академического письма.
Выбираем стратегию
В научной деятельности можно выделить два исследовательских подхода: первый — готовить и писать статью под заранее выбранный журнал, второй — вначале сфокусироваться на написании работы, а потенциальную площадку для публикации искать уже по факту готовности статьи. Оба подхода имеют право на существование и влияют на порядок подготовки материала.
Выбор научного журнала — задача непростая. Константин Нефедов выделяет несколько способов, которые могут помочь определить качество и, соответственно, престижность того или иного журнала. Во-первых, можно использовать ABS Academic Journal Guide. Это перечень журналов по направлению бизнес и менеджмент, который формируется на основе рецензий, экспертных и редакционных заключений и цитируемости. Каждый журнал получает оценку от 1 до 4 звезд. Журналы, имеющие оценку в 3 звезды и выше, как правило, соответствуют высокому уровню.
Если не получилось найти журнал в данном списке, то можно обратиться к используемой в Вышке системе оценивания публикаций и узнать его квартиль (категория научных журналов, определяемая библиометрическими показателями, отражающими уровень цитируемости, то есть востребованности журнала научным сообществом – Ред.) на сайте Scimago Journals. При расчете учитывается, как суммарное количество цитирований, так и вес каждой отдельной ссылки. Правда, данный метод, по мнению эксперта, является менее точным. Дело в том, что в один и тот же квартиль зачастую попадают журналы, соответствующие разным категориям рейтинга AJG (ABS Academic Journal Guide), который отличается более детальной методологией. В этом случае составить окончательное мнение о журнале помогает чтение опубликованных в нем статей.
Стараемся понравиться журналу
Первый лайфхак — язык. Зачастую журналы — лидеры в научном сообществе — принимают к публикации статьи исключительно на английском языке, что влечет за собой определенные сложности. Язык может быть как британским, так и американским, поэтому важно учитывать специфику журнала.
Здесь следует сразу обратить внимание на руководство для авторов. Если в нем ничего не указано, то можно попытаться определить предпочтения по местоположению офиса издательства. Если и здесь информацию найти не удалось, то можно попробовать установить университет, в котором работает главный редактор, — это тоже может стать подсказкой, какая версия английского языка предпочтительна для данного журнала. «Ошибиться в данном вопросе можно, но это будет считаться дурным тоном по отношению к изданию», — констатирует Евгений Седашов. Поэтому стоит этот момент проработать.
Второй лайфхак — литературный обзор. Да, это еще один способ повысить шансы на успешную публикацию. Секрет прост: нужно стараться ссылаться на статьи, которые были опубликованы в желаемом журнале. Для редакторов это будет признаком хорошего тона, поясняет Евгений Седашов. Разумеется, не следует избыточно ссылаться на все подряд, включая то, что напрямую не связано с работой. Одной ссылки, по мнению эксперта, будет достаточно.
Правда, для новых, молодых журналов такая стратегия едва ли применима: если к моменту подготовки вашего исследования у них было не так много выпусков, то и шанс найти подходящую вам по теме публикацию невысок.
Лайфхак третий — сопроводительное письмо. Этот способ является эффективным, но сложным в исполнении. Во-первых, сопроводительное письмо — отличный способ ненавязчиво обозначить и описать свой вклад как в развитие научно-исследовательского поля, так и в репутацию журнала. Во-вторых, в таком формате можно подчеркнуть основную мысль статьи и объяснить ее значение шире и подробнее. В письме также следует упомянуть, что работа к моменту написания нигде не была опубликована.
Будьте внимательны: самое неприятное, что может случиться на данном этапе, — ошибка в имени или фамилии главного редактора. Правда, по мнению Евгения Седашова, она не будет фатальной, но все же впечатление подпортить может.
Призываем на помощь искусственный интеллект
Конечно, написание научного материала — это авторская и творческая работа, но использовать современные технологии и приемы важно и нужно. В частности, искусственный интеллект может помочь с подбором релевантной литературы и поиском важных аспектов исследования. Константин Нефедов выделяет шесть последовательных шагов, которые стоит сделать в этом направлении, чтобы упростить процесс поиска и мониторинга.
Шаг 1. Перед написанием любой научной работы исследователь ставит перед собой вопрос, на который работа должна ответить. При формулировании исследовательского вопроса могут помочь несколько инструментов, основанных на алгоритмах искусственного интеллекта. Самыми часто используемыми из них являются Consensus.app и Elicit.org.
Шаг 2. Для расширения зоны поиска порой нужно переформулировать поисковый запрос с помощью синонимов основных ключевых слов. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью современных технологий. Помощником может стать инструмент Bettersynonyms.com.
Шаг 3. Найти доступ к иностранной литературе. Здесь нужно смотреть индивидуально: иногда для того, чтобы расширить возможности, нужно скачать специальное расширение на поисковый браузер (например, Chrome) или стать волонтером, к примеру, в Reviewer hub издательства Elsevier и отрецензировать статью. Второй способ дает официальный доступ к Scopus от издательства на 30 дней.
Шаг 4. Список выдаваемой поисковиками релевантной литературы можно расширить с помощью Semantic Scholar или приемов булевой логики (раздел математической логики, изучающий высказывания и операции над ними. Самыми популярными операциями являются: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание – Ред.). Такие тактики как сечение и маскировка слов тоже могут быть полезны.
Фото: iStock
Если при использовании данных инструментов база данных выдает ошибку, то здесь следует перепроверить корректность написания запроса. Можно также попробовать расширить поиск используя оператор «ИЛИ» вместо «И», либо воспользоваться другой поисковой системой.
Шаг 5. Следует выделить несколько лучших статей, которые подходят к теме исследования и определить рейтинг журнала через уже названные ранее инструменты, такие как ABS Journal Guide или SJR. В разных научных областях существуют свои критерии качества, поэтому формальные рейтинги с понятной методологией помогают стандартизировать научные журналы, поясняет Константин Нефедов.
На каждом этапе лучше все данные фиксировать в общий файл. Особенно следует уделить внимание такой информации, как дата запроса, название поискового браузера или сайта, сам поисковый запрос, результат поиска и дополнительные графики со статистикой результатов поиска, если они представляют интерес. Эта информация существенно поможет оптимизировать работу с обзором литературы в будущем.
Шаг 6. Заключительным этапом поиска литературы является систематизация накопленной ранее информации и ее анализ. Это упражнение помогает обнаружить конкретные лакуны, где не хватает данных, и в будущем улучшить ваш поисковый запрос. Здесь поможет ресурс под названием Litmaps, суть которого в создании карты литературы по бенчмаркам в качестве центрального звена. Еще одним полезным приемом может быть изучение списка литературы из уже найденных статей. Работы, которые были процитированы этими статьями, можно найти с помощью функции «cited by» (с английского «процитировано») в поисковой системе Google Scholar.
Работаем с отказами и возражениями
«Не существует идеальной попытки», — отмечает Евгений Седашов. Если вдруг вам отказали в публикации научного исследования — это не повод обесценивать свой труд. Любой отказ можно обратить себе на пользу.
Евгений Седашов предлагает хоть и затратную по времени, но эффективную стратегию при работе с уже готовой публикацией: сначала следует подать статью в центральный журнал по научному направлению, который после проверки отправит вам содержательный отзыв — полную рецензию. Далее следует отредактировать работу в соответствии с замечаниями и рекомендациями и после этого смело отправлять ее в тематически-ориентированный журнал (журнал, специализирующийся на конкретном поле исследований). Тем самым, шансы на положительный ответ заметно увеличиваются.
Каждое издательство имеет свои ограничения по объему, теме, языку, под которые следует адаптировать уже отредактированную статью. Про это тоже не стоит забывать при пересылке статьи из журнала в журнал.
Разумеется, даже при выполнении всех советов, успех не гарантирован. Каждый случай уникален: где-то просто помогает удача или соответствие выбранной темы тренду, подчеркивает Евгений Седашов.
Материал подготовлен на основании лекции «Я написал исследование: какой журнал выбрать» старшего научного сотрудника департамента политики и управления НИУ ВШЭ Евгения Седашова и мастер-класса старшего преподавателя Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Константина Нефедова.