Свободное место: россияне счастливы работать дистанционно

Фото: iStock
Фото: iStock

Все больше рабочих задач можно выполнить за пределами офиса, и в мире растет число дистанционных работников. В период пандемии процесс ускорился и стал восприниматься работодателями, регуляторами и обществом более спокойно. Но удаленка несет в себе как плюсы, так и минусы. Ученые Вышки решили выяснить, как этот формат влияет на общую удовлетворенность россиян работой.

В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет-2030») состоялся семинар «Влияние дистанционной занятости на удовлетворенность работой».

Заместитель заведующего Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Лариса Смирных отметила рост масштабов дистанционной занятости. В 2016 году доля россиян, работающих из дома, составляла порядка 8%, а в 2020–2021 годах их насчитывалось уже 10%. Среди стран с переходной экономикой Россия является одним из лидеров по этому показателю. В период пандемии COVID-19 удаленка стала нормой и осталась распространенным форматом после ее окончания.

Лариса Смирных

При этом удаленка востребована не везде, так как некоторые задачи просто не могут выполняться из дома и требуют личного присутствия в офисе.

Как показало исследование, проведенное по данным опросов свыше 15 тысяч россиян, чаще всего на удаленный формат переводятся работники с плохим здоровьем, с высшим образованием, занятые в таких отраслях, как образование, наука, ИТ и услуги. Также женщины чаще предпочитают работать из дома, нежели мужчины: 28% против 19%. В крупных городах этот формат распространен больше, чем в средних и малых.

Выбор дистанционной занятости не случаен. Самыми частыми причинами становятся недостаточно хорошие условия труда в офисе, желание сэкономить на транспорте и питании и не тратить время на дорогу, потребность в гибком графике и мобильности.

Что касается зарплаты, то на дистанте работник может получать как больше, так и меньше — это зависит от очень многих причин, включая фактор «как договорился», а также возможность потратить высвобожденные ресурсы на подработку или вторую работу.

В период пандемии этот формат позволил многим работникам сохранить рабочие места и защитил от увольнений, отметила Лариса Смирных. Тогда он был вынужденным и зачастую воспринимался негативно. Однако со временем это изменилось: если в 2020 году у работников преобладало негативное отношение к удаленке, то уже в 2021 году оно стало скорее нейтральным.

При этом работа больше удовлетворения приносит тем, кто работает дистанционно. Это отмечалось как до, так и в период пандемии COVID-19.

Фото: iStock

Однако выполнение удаленной работы нередко выходит за нормативные границы рабочего дня — многие жаловались на рост сверхурочной работы. Чем больше часов в день приходится трудиться, тем ниже удовлетворенность работой: она начинает снижаться примерно после восьми часов в день.

Вместе с тем многие россияне научились распределять рабочее время в соответствии со своими предпочтениями, комбинировать работу и досуг, однако границы между ними размылись.

«Дистанционная занятость вносит позитивный вклад в удовлетворенность работой на российском рынке труда. В этой связи она может рассматриваться как форма занятости, которую стоило бы не только применять для экстренных ситуаций, отдельных рабочих мест и профессий, но и использовать более широко», — считает профессор.

При этом применение такого формата требует пересмотра регламентов и норм по организации труда дистанционных работников, подчеркнула она. Изменения в Трудовой кодекс РФ для регулирования этого вида занятости были внесены в 2020 году, но над ними еще предстоит потрудиться.

Исследователи предложили ряд рекомендаций работодателям по применению формата удаленки. Так, стоит более детально проговаривать режим работы и KPI таких работников, разработать новые формы контроля поставленных задач, проводить мероприятия по организационной вовлеченности сотрудников в деятельность компании, а также уделять больше внимания техническому оснащению и программному обеспечению их домашнего офиса.

Марина Колосницына  

Дискуссант, профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марина Колосницына, отметила, что, согласно исследованиям, люди чаще всего предпочитают гибридный формат работы, когда офис нужно посещать 2–3 дня в неделю.

Кроме того, в организациях, использующих этот формат, интенсивность увольнений и оборот рабочей силы ниже.

Дистанционная занятость при прочих равных условиях увеличивает удовлетворенность работой, согласна она.

При этом исследователям сложно проследить, работники с какими индивидуальными характеристиками выбирают удаленную занятость (например, такими, как самодисциплина, целеустремленность, умение распределять свое время, экстравертность). Между тем это может существенно влиять на успехи и удовлетворенность работой.

Следует принимать во внимание также семейные факторы и жилищные условия работников, так как они влияют на комфортность работы из дома.

Также важен фактор добровольности перехода на удаленку.

«В регрессиях, оцененных отдельно для доковидных лет и периода пандемии, коэффициенты при переменной удаленной занятости отличаются почти вдвое. При “насильственном” переходе к удаленной занятости удовлетворенность такой работой меньше», — добавила она.

Сергей Рощин  

Вопрос добровольности — один из самых важных для исследования удовлетворенности работой, и стоит добавить его в анкету, согласился модератор семинара, проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин.

Ирина Козина  

Самый главный эффект от дистанционной работы — это сокращение внешнего принуждения и повышение контроля над жизненной ситуацией, подчеркнула ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина. Она отметила, что продолжительность рабочего дня и контроль со стороны работодателя является достаточно сильным стресс-фактором.

«Также большое значение имеет интенсивность работы — она еще важнее, чем продолжительность, ведь дома и в офисе люди трудятся с разной интенсивностью, в индивидуальном темпе, когда никто на них не давит», — пояснила она.

Евгений Терентьев  

Исследование ставит очень много вопросов, на которые еще предстоит ответить, резюмировал директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.

«Нельзя упрощать и делать вывод, что один формат хорош, а другой плох. Очень много различных факторов влияния, эффектов и нюансов. Может быть, следует сформулировать дополнительные гипотезы на качественных данных, как по-разному это может работать. А затем с точки зрения рекомендаций аккуратно выйти на какую-то более детальную разветвленную историю, как и где лучше и эффективнее использовать дистанционный формат», — предложил он.

Дата публикации: 25.10.2023

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: