Как формировать универсальные компетентности в университетах

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

Развитие универсальных компетентностей (компетенций), или мягких навыков (soft skills), применяемых человеком и работником в разных сферах жизнедеятельности, становится одной из ключевых задач российских вузов, сопоставимой по значимости с обучением студентов по избранной ими специальности. Их недостаток отмечается многими работодателями, но не все отечественные вузы уделяют должное внимание формированию soft skills из-за инертности преподавателей в обновлении программ обучения, слабой заинтересованности студентов и отсутствия качественной системы оценок мягких навыков. Для их формирования и развития требуется инициатива, проявляющаяся в разных вариантах обучения таким навыкам. 

В ходе работы стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех человека в меняющемся мире» (реализуется в рамках программы «Приоритет 2030») был создан консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей (УК), в него вошли Вышка, Университет ИТМО, Уральский федеральный, Томский и Тюменский государственные университеты. Первые итоги его работы отражены в недавно изданной книге ученых НИУ ВШЭ и его партнеров «Развитие универсальных компетенций в российских университетах» (редактор — заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко).

Тарас Пащенко

К УК относятся три группы компетентностей: компетентности познания (мышления) — критическое мышление, креативность, принятие решений, системное мышление и др.; компетентности взаимодействия с другими — коммуникация, командная работа, лидерство и др.; компетентности взаимодействия с собой — саморегуляция, самоорганизация и т.д.

Академический руководитель программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» Юлия Корешникова в первой главе, посвященной вызовам и барьерам формирования УК в российских университетах, отметила: запрос рынка труда на их развитие пока не отразился на работе многих отечественных вузов.

Юлия Корешникова

Нынешние федеральные государственные образовательные стандарты предполагают дополнение общепрофессиональных и профессиональных компетенций универсальными, последние насчитывают 11 пунктов — от системного критического мышления и коммуникации до финансовой грамотности и нетерпимости к коррупции.

Однако, отмечает эксперт НИУ ВШЭ, оценки универсальных компетентностей не включены в большинство оценок качества образования. Например, при проведении федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) оценивается только уровень профессиональных компетенций, а УК не включены в процедуру ФИЭБ.

Источником информации о качестве УК за редким исключением становятся результаты исследований, мнения работодателей и экспертов. Они показывают: навыки критического мышления, в отличие от профессиональных компетенций, во время обучения растут незначительно.

Системно развитием и оценкой УК занимаются сотрудники АНО «Россия — страна возможностей» в рамках проекта «Центры компетенций», но далеко не все вузы включены в этот проект. В этой ситуации университетам следует повышать потенциал развития универсальных компетенций студентов. Однако ограниченные возможности их оценки затрудняют формирование УК, их включение в программы профессионального и общего обучения.

Главными барьерами для развития УК, по мнению Юлии Корешниковой, стали отсутствие в большинстве университетов лидеров перемен, готовых продвигать благоприятную корпоративную культуру, отсутствие ясности в определении универсальных компетенций, общепринятой теоретической основы, включающей перечень измеримых показателей для их оценки.

Фото: Высшая школа экономики

«Необходимо на уровне университетов сформировать единый подход к пониманию измеримых компонентов, входящих в состав УК. Важно разрабатывать и использовать такие инструменты именно на уровне университетов», — отмечает эксперт НИУ ВШЭ. 

Отсутствие УК как результата обучения в большинстве образовательных программ повышает риск демотивации студентов к развитию таких навыков. Еще одним препятствием становится нежелание части преподавателей внедрять их развитие в свою практику, продолжая обучать студентов в рамках традиционных подходов. 

«Практика развития универсальных компетенций не стала повсеместной в российской системе высшего образования. Подавляющее большинство университетов по-прежнему уделяют основное внимание традиционным методам передачи знаний», — резюмирует Юлия Корешникова.

Кейс Вышки

Тарас Пащенко и аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Полина Крайнова в главе об опыте формирования УК в Вышке отмечают, что в университете нет единой программы их развития, но действуют сразу несколько инициатив: проектная деятельность, культура работы с данными, экономическая и правовая грамотность, система обучения английскому языку, майнор «Навыки XXI века» и курс безопасности жизнедеятельности. В совокупности с общими принципами обучения и особенностями среды они стимулируют освоение универсальных компетенций студентами.

Полина Крайнова

В 2014 году НИУ ВШЭ принял первые стандарты образования, закрепляющие набор УК, необходимых для всех студентов бакалавриата. В 2019 году были приняты новые образовательные стандарты, согласно которым введены общие УК для выпускников одного уровня образования. Например, выпускники программ бакалавриата должны обладать всеми 11 компетенциями, отмеченными во ФГОС.

В дополнение к ним в Вышке разработали и закрепили ключевые образовательные результаты (КОР), специфичные для выпускников каждой ОП. Они отражают взаимосвязь универсальных и общепрофессиональных компетенций направления подготовки, конкретизируют и углубляют их. КОРы комплексно отражают измеряемые результаты обучения, их достижение выпускником подтверждает освоение программы обучения. Образовательные результаты, связанные с УК, заявлены на уровне бакалавриата и отдельных ОП.

В НИУ ВШЭ применяются разные форматы развития УК студентов: внутри дисциплин, через задания в непрофильных курсах, практику и благодаря особенностям самой системы организации учебного процесса.

Например, изучение английского языка как инструмента профессионального общения — значимая для университета компетенция, важная для успешной работы выпускников в ведущих российских и зарубежных компаниях. Ее развитие обязательно для всех студентов ВШЭ, но варианты освоения могут различаться. Кроме развития языковых навыков, важную роль в обучении играет развитие компетенций коммуникации и кооперации. По окончании программ бакалавриата и специалитета студенты должны показать практическое владение английским языком и быть готовы к работе с его применением и деятельности в международной среде, проведению исследований с использованием английского языка, продолжению обучения на англоязычных программах магистратуры.

Другая программа, Data Culture, обозначает комплекс компетенций для работы в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая деятельность по сбору и созданию данных, их обработке и анализу, а также автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий. Она реализуется в Вышке с 2017 года, чтобы студенты осознанно использовали цифровые технологии для удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, организации коллективной работы, соблюдая этические и правовые нормы.

Важными компонентами формирования универсальных компетенций стали также общеуниверситетские дисциплины «Правовая грамотность», «Экономическое мышление», «Безопасность жизнедеятельности» и майнор «Навыки XXI века», включающий курсы коммуникации, креативности, критического мышления и командной работы.

Существенным элементом формирования и развития УК в Вышке стала введенная в 2014 году проектная деятельность. Она ориентирована на применение полученных знаний, умений и навыков в решении практических учебных и прикладных задач. Одновременно в НИУ ВШЭ заработал сервис «Ярмарка проектов», помогающий студентам выбрать интересующий проект, не ограничиваясь вариантами, предложенными факультетами, и выйти в междисциплинарное поле.

Еще одним направлением развития УК стало участие студентов в многочисленных социальных проектах НИУ ВШЭ — от концертов до сотрудничества с проектом «Старость в радость» и помощи в подготовке к ЕГЭ детям из московских детдомов. «Речь идет о конкретном вкладе университета в социально-экономическое развитие территории присутствия: развитие человеческого капитала, региона в целом», — отмечают авторы.

Фото: Высшая школа экономики

Программы, развивающие универсальные компетенции студентов вместе с предметными знаниями, относятся к разным подразделениям и факультетам и имеют различную структуру и особенности. При этом существуют общие принципы их построения. Авторы курсов стремятся к интеграции практик, развивающих компетенции, в предметное содержание. Наиболее наглядно такой подход отразился в курсах по английскому языку, где внимание акцентируется на развитии коммуникативных компетенций.

Важной частью формирования и развития УК стала также понятная студентам система оценок, четко указывающая вес каждого элемента итогового балла: активности на семинарах, выполнения домашних заданий, проектной работы, презентации, написания эссе, прохождения контрольных, сдачи экзамена и др. Это создает культуру самостоятельной работы студентов, учит их планированию и самоорганизации, стимулирует развитие у них навыков решения задач в различных форматах, выделения приоритетов в учебе.

Еще одной особенностью формирования универсальных компетенций в НИУ ВШЭ стало их параллельное изучение в Институте образования. С 2020 года ряд его центров и лабораторий изучают концепции и содержание УК — например, компетенции мышления; механизмы и факторы их формирования на разных уровнях образования; системы оценивания универсальных компетенций и разработку инструментов их оценки.

Имплементация обучения и формирования УК, как любая инновация, вызвала сопротивление преподавателей и студентов, привыкших к прежним порядкам. Например, одна из трудностей реализации проекта Data Culture была связана с недостаточным пониманием важности дисциплины студентами некоторых ОП (особенно гуманитарных) и их руководителями.

Особая сложность связана с мотивацией студентов к проектной работе. Она нередко (особенно в магистратуре) воспринимается как дополнительная нагрузка, из-за чего студенты стараются выбирать наименее трудозатратные проекты, что не развивает у них важные для проектной работы компетенции ответственности и реализации собственного интереса. Отдельные студенты набирают чрезмерное количество проектов и не справляются с ними.

Активное внедрение обучения УК в университете вместе с исследованиями в области их формирования и оценки, проводимыми Институтом образования НИУ ВШЭ, выводит Вышку в число лидеров в этой сфере.

Ядерная программа УрФУ

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) сосредоточился на проектировании и реализации образовательного ядра УК, имеющегося в каждой образовательной программе студентов бакалавриата и специалитета. В УрФУ создан специализированный Центр развития универсальных компетенций, другим подразделениям предоставили возможность участвовать в конкуренции за право формирования и развития УК.

Право УрФУ на введение самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС) дало возможность совершенствовать структуру ОП, в том числе по общеуниверситетским дисциплинам, и создать ядерную программу (ЯП), или образовательное ядро, — совокупность учебных модулей и дисциплин, формирующую универсальные компетенции и подчеркивающую специфику навыков выпускника УрФУ.

Ее внедрение предполагает совершенствование преподавания, его акцент на формировании УК в междисциплинарном пространстве. При выборе форматов ядерной программы между жестким (устанавливающим фиксированное число блоков и набор дисциплин, не подлежащих выбору и изменению студентом) и мягким (дающим студенту право выбора дисциплин внутри блоков) в ходе апробации был выбран не самый мягкий вариант реализации, позволивший, впрочем, внедрить принцип селективности и индивидуализированный подход. Реализация относительно мягкой версии программы позволила отказаться от традиционной академической группы и предусматривает формирование временных учебных команд под конкретные задачи. Система постоянной мобильности студентов (каждый учебный курс студент изучает в гетерогенной команде) стимулирует эффективное построение межличностного и междисциплинарного диалога, повышает возможности социализации студентов, выявления их лидерских и командных качеств.

Фото: УрФУ

Образовательное ядро в УрФУ состоит из обязательной для всех ядерной программы, реализуемой на первых двух курсах, и элективных курсов, называемых майнорами. Студенты выбирают их каждый семестр. Изучение майноров происходит с 3-го по 7-й (бакалавры) или 9-й семестр (специалисты). Большинство дисциплин, входящих в ЯП, обеспечены качественными онлайн-курсами и могут реализовываться в трех основных технологиях: традиционной, онлайн и смешанной.

В нынешней ситуации, полагают эксперты УрФУ, следует изменить парадигму образования с передачи знаний от учителя к ученику на формирование стремления к знаниям, вовлечение индивида в образовательный процесс как активного субъекта. Важно не ограничивать методы обучения стандартными занятиями, применять активные и интерактивные формы взаимодействия со студентами (воркшопы, мастерские, тренинги, групповое и командное взаимодействие), а также организацию неформальных мероприятий.

Развитие УК в УрФУ не ограничивается ядерной программой и охватывает другие сферы образовательного пространства. Особое внимание уделяется цифровым компетенциям, востребованным в индустрии 4.0. Учитывая их значимость в современном мире, университет обеспечивает условия для их формирования у широкого круга студентов. ЯП бакалавриата университета включает модуль «Информационные технологии и сервисы», который направлен на формирование УК в области цифровой культуры. Компетенции цифровой экономики студенты осваивают в проектном обучении, а также в специально разработанном модуле «Цифровой интеллект» онлайн-курса «Soft skills: навыки XXI века».

С целью обеспечения максимально возможной объективности и беспристрастности организаторы учебного процесса формируют фонд оценочных средств (ФОС), комплект методических и контрольно-измерительных материалов для количественного и качественного измерения результатов обучения. ФОС включает в себя все учебные работы и мероприятия (самостоятельные, домашние, контрольные работы, тесты, кейсы и т.п.) и четкие критерии их оценки. Для каждой технологии реализации разрабатывается уникальный пакет оценочных средств.

Инновационным инструментом оценки сформированности ключевых soft skills студентов и выпускников УрФУ стала матрица компетенций. В ее разработке участвовали специалисты с опытом создания оценивающих инструментов, а также их перевода в цифровой формат. Матрица включает в себя 11 ключевых компетенций — например, аналитическое, стратегическое и креативное мышление, организованность, адаптивность, ориентацию на развитие, эмоциональный интеллект, коммуникацию, работу в команде и управление конфликтами.

Матрица как цифровая модель soft skills в перспективе будет использоваться как многофакторная и вариативная диагностика. Она включает в себя входную диагностику в начале обучения — в первые недели 1-го курса, диагностику после окончания ядра в конце 2-го курса и на выходе, при завершении бакалавриата (специалитета). Итогом измерения будет цифровой портрет выпускника вуза для потенциального работодателя.

В книге также представлены опыт развития универсальных компетентностей других партнеров НИУ ВШЭ по консорциуму: Университета ИТМО, Тюменского и Томского государственных университетов. Каждый из них разрабатывал свои инициативы по формированию УК с учетом особенностей обучения, территориальной специфики и международного опыта.

Дата публикации: 13.11.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: