Европейским странам выгодно развивать производство водорода на территории ближневосточных государств. Этому способствуют большие территории, которых нет в Европе, и удобство транспортировки как в Европу, так и в Азию. Такую тему обсудили участники открытого семинара Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ «Перспективы водородного перехода на Ближнем Востоке».
Это первый семинар из цикла мероприятий научно-исследовательского проекта «Средиземноморский регион в контексте политических процессов на Ближнем Востоке», запланированных на 2021–2022 годы. Свои доклады представили студенты бакалаврской ОП «Востоковедение» Егор Бабанчиков и Анастасия Шебанова. В мероприятии принял участие востоковед-арабист, старший преподаватель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Андрей Чупрыгин. Семинар прошел 2 декабря в режиме онлайн.
По словам Андрея Чупрыгина, тема водородного перехода становится очень важной для мирового рынка энергоносителей. Европейские страны будут наращивать поддержку водородных проектов на Ближнем Востоке, и если эта тенденция будет сохраняться, то этот регион останется в эпицентре энергетической структуры мира, полагает он. Несмотря на отказ от ископаемых энергетических ресурсов, которыми славен Ближневосточный регион, обнаруживаем, что производство «зеленого» водорода наиболее эффективно и рентабельно именно там, говорит Андрей Чупрыгин.
Егор Бабанчиков проанализировал главные предпосылки превращения Ближневосточного региона в основного экспортера водорода в Европу. Он напомнил, что сегодня производство водорода становится одним из основных трендов развития зеленой энергетики в мире. Этот тренд затрагивает рынки Европы и Юго-Восточной Азии. Государства Ближнего Востока являются экспортерами углеводородов на эти рынки, и сейчас они стараются приспособиться к новым реалиям. «В каком же случае водородный переход действительно может произойти? Когда стоимость производства водорода станет сопоставимой со стоимостью традиционных, углеводородных источников энергии», — приходит к выводу Егор Бабанчиков.
Подтверждением того, что водород становится важной частью глобального энергетического рынка, можно считать тот факт, что несколько крупных проектов по выработке альтернативной энергии начали активно реализовываться в странах Ближнего Востока, аргументирует он. Докладчик представил проект АМАN (в Мавритании) по фотогенерации для получения электроэнергии мощностью 30 ГВт и завод по производству водорода в Омане мощностью 25 ГВт, который способен вырабатывать около 1,75 млн тонн водорода в год.
По словам Егора Бабанчикова, основными инвесторами подобных проектов являются США, Великобритания и Австралия. На рынке альтернативных источников энергии появляется еще один серьезный игрок — Китай, который также активно приступил к разработке водорода. На зарождающемся рынке водородной энергетики появляется очень жесткая конкуренция между Китаем и странами Ближнего Востока, которые пытаются создать непрерывную цепочку поставок водорода в разные регионы планеты с опорными пунктами в Омане, ЮАР, Мавритании, а также Бразилии. «Если проекты смогут обеспечить снижение издержек, это станет их конкурентным преимуществом в противостоянии с Китаем», — говорит Егор Бабанчиков. Отвечая на вопрос одного из слушателей, насколько возможно формирование рынка сбыта водорода в самих регионах его производства, докладчик допустил, что потребление там водорода может начаться, причина — в дороговизне его доставки на рынки сбыта.
Анастасия Шебанова рассказала, почему европейские страны заинтересованы в размещении водородного производства за пределами Европы. По ее мнению, основная причина — недостаток в Европе территорий для масштабных производств. В качестве плюсов она назвала еще три фактора. Первый — доступность финансирования. «Инвестиции в данном случае идут через суверенные фонды, организации, поддерживаемые правительствами стран Европы, международных инвесторов и кредитные учреждения. Второй — географическое положение водородных проектов между Европой и Азией, что дает возможность ориентироваться на рынки обоих направлений. Третий — существование проектов, которые уже сегодня сориентированы на добычу и обработку водорода и находятся в разных частях территории стран Персидского залива».
Аудиторию заинтересовало, насколько оправдан риск европейских стран, инвестирующих сегодня немалые финансовые средства в развитие водородных проектов на территории стран залива, где есть вероятность междоусобных столкновений, гражданских войн и других негативных геополитических событий. Страны Персидского залива, в которых сегодня идет активное развитие производства водорода, изначально имели достаточно стабильные режимы, ответила Анастасия Шебанова. Именно там сегодня темпы развития водородной энергетики наиболее стремительны, заключила она.
Фото: iStock