Предпринятое в 1895 году путешествие архангельского губернатора Александра Энгельгардта на Кольский полуостров для изучения трассы будущей телеграфной линии стало научной экспедицией для освоения малоисследованной местности и одновременно демонстрацией его административной компетентности и личной активности в развитии управляемого им региона. Экспедиция сыграла важную роль в изучении Кольского полуострова и его населения, а записки губернатора о ней остаются ценным источником о положении дел в губернии и взглядах высшей бюрократии.
Рабочая группа «Подготовка чиновников по особым поручениям» факультета социальных наук НИУ ВШЭ провела семинар «Энгельгардт и телеграфные пути: путешествие архангельского губернатора по Русскому Северу». С докладом о книге губернатора «Русский Север» выступила аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Елизавета Кузнецова.
Докладчица пояснила: Александр Энгельгардт (1845–1903) в течение 8 лет, в 1893–1901 годах, исполнял обязанности губернатора Архангельской губернии, занимавшей территорию нынешних Архангельской и Мурманской областей, а также часть нынешних республик Карелия и Коми. Он был сторонником ускоренного экономического развития территории, активно продвигал идею строительства телеграфа и железных дорог в губернии. Многие считают его автором термина «Русский Север», появившегося впервые в его путевых записках. Гонорар от реализации книги Энгельгардт пожертвовал «на снабжение учебными пособиями мореходного класса и класса рыболовства», отметив: «…каковые, я надеюсь, будут учреждены при училище в будущем Екатерининском порте на Мурмане».
Главной целью экспедиции был поиск наилучших вариантов прокладки телеграфного пути из Архангельска и Центральной России на Кольский полуостров. Елизавета Кузнецова подчеркнула, что до этого сообщение между Колой на полуострове и Архангельском осуществлялось морским путем летом и по санному пути зимой. Также Энгельгардт надеялся применить увиденный им в Норвегии опыт использования телеграфа для оперативной связи между рыболовами, обмена информацией о наиболее крупных косяках рыбы и повышения эффективности промыслов.
Чиновников телеграфного ведомства в губернию прибыло немного, тем не менее целесообразность личного участия Энгельгардта в намеченной на лето 1895 года экспедиции была под вопросом. Однако губернатор решил, что примет участие в изысканиях трассы для телеграфа. В состав экспедиции вошли сам губернатор, телеграфный чиновник, фотограф, прислуга, в том числе повар, а также 15 солдат-охотников (разведчиков. — Ред.) Архангельского резервного батальона. Она продолжалась с 12 июня по 4 июля 1895 года.
Экспедиция вышла из Архангельска на пароходе и направилась на Соловецкие острова. Затем пароход с губернатором и его спутниками остановился в Кеми. Там губернатор предложил проложить железную дорогу от Белого моря к Петербургу и далее к портам Балтийского моря для перевозки рыбы (трески, камбалы). Затем на паровой шлюпке экспедиция направилась в Подужемье.
После полудня 15 июня путешественники прибыли в Кандалакшу, а 16 июня пошли пешком внутрь Лапландии. Кратчайшей дорогой до Колы была сухопутная, но ею редко пользовались. Экспедиция периодически меняла способ передвижения: шла по берегам пешими тропами и пользовалась лодками, причем дополнительными гребцами и носильщиками (около 30 человек) были женщины-лопарки (саамы, или лопари, — финноязычный народ, живущий на Кольском полуострове, в Финляндии и Норвегии).
По пути члены экспедиции вели съемки, причем прокладку трассы для телеграфа облегчили просеки, ранее прорубленные в ходе изыскательских работ для железной дороги. Одновременно исследователи выясняли оптимальное время строительства телеграфа, чтобы работы не нарушали традиционных промыслов местных жителей.
Первый привал экспедиция устроила на безымянном озере, затем они шли на лодках по озеру Имандра, осматривали восточный и западный берега, причем выяснилось, что прокладка телеграфа возможна по обоим. Достигнув водораздела, экспедиция из Мордозера двигалась по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан. В Колу путешественники прибыли пешком, цель путешествия была достигнута: возможность провести трассу от Кандалакши до Колы подтверждена. Инженер-телеграфист отправился обратно той же дорогой для окончательного трассирования.
Далее участники экспедиции решили проверить, насколько проходима местность от Колы до Екатерининской гавани (ныне — город и база ВМФ Полярный). Там они ждали обратный пароход, искали места для будущего порта, совершили экскурсии к Мурману и Ура-Губе, далее Александр Энгельгардт посетил Порт-Владимир (упраздненное ныне поселение рядом с Ура-Губой), описал поселение и ловлю трески на крючок на поддёв. 1 июля в Екатерининскую гавань пришел пароход «Владимир», на котором привезли около 7000 столбов для телеграфа, на нем экспедиция 4 июля возвратилась в Архангельск.
Екатерининская гавань, фото нач. XX в. / Wikimedia Commons
В своем дневнике Энгельгардт описал путь, пройденный экспедицией, и ее занятия, в том числе прокладку трассы и иные топографические изыскания, а также бытовые условия путешественников. Сам губернатор от рутинных обязанностей был освобожден, хотя не отказывался отправлять на общий стол свою охотничью добычу. Много внимания в дневнике уделено повару, который не только готовил дичь и рыбу, но и делал чучела птиц, крабов, рыб. Также описана и местная растительность, путешественники собрали гербарий местных трав и цветов.
Кроме того, губернатор обратил внимание и на состав местного населения. К лопарям (саамам) он относится явно снисходительно, пишет, что они могли бы жить значительно лучше, занимаясь оленеводством, охотой и рыбной ловлей, но бедны из-за слабого знания русского языка, из-за чего их нередко обманывали, недостаточной предприимчивости и ограниченного ума. Одновременно он сообщил, что местные финны из колонии Ура просили открыть у них русскую школу.
Лопарям он противопоставляет местных русских поморов, потомков новгородских ушкуйников, людей не только выносливых и способных приспособиться к тяжелым местным условиям, но и активных и предприимчивых.
Для губернатора, по мнению Елизаветы Кузнецовой, участие в экспедиции было важной демонстрацией собственной активности. В своих записках он постоянно повторяет, как перспективно вкладываться в Север, провести телеграф, железную дорогу, пытается на протяжении всей книги поднять престиж Севера.
Отвечая на вопрос профессора ФСН Юрия Плюснина, Елизавета Кузнецова сообщила, что телеграфная сеть по всему побережью проложена не была: линия пересекла полуостров, но не обеспечила устойчивой связью селения на побережье. Это, однако, не мешало Энгельгардту утверждать, что через 10 лет Север расцветет.
Отвечая на вопрос HSE Daily о цели участия в экспедиции военных, докладчица отметила, что необходимости в вооруженной охране (в отличие от экспедиции Владимира Арсеньева, работавшей в Приморье в зоне активных действий банд хунхузов) на Кольском полуострове не было. Солдаты играли скорее роль вспомогательного персонала: они прокладывали дорогу экспедиции, прорубая путь на сложных участках, а также занимались охотой и помогали телеграфным инженерам.
В завершение семинара его ведущий, старший преподаватель департамента политики и управления ФСН НИУ ВШЭ Артемий Позаненко, поблагодарил Елизавету Кузнецову за интересный доклад, а участников — за содержательное обсуждение.