На рынке онлайн-образования произошел инвестиционный бум. И хотя в России в этом сегменте наибольшей популярностью пока пользуются программы ДПО, стремительно растет и сегмент высшего образования. Студентам нравится учиться онлайн — это дает свободу выбора подходящего вуза, программы и формата, — и конкуренция между университетами усиливается. Выиграть это соревнование можно, только создав человекоцентричный маркетплейс образовательных продуктов. Об этом в колонке для HSE Daily рассуждает ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Пандемия вызвала очень высокий спрос на новые форматы обучения и связанные с ними цифровые сервисы. Впервые в сферу онлайн-образования пришли серьезные инвесторы, и благодаря этому всего за год многие образовательные платформы смогли вырасти и развиться до размера цифровых гигантов. По прогнозам экспертов, к 2025 году объем глобального рынка онлайн-образования достигнет 400 млрд долларов. Уже сегодня у глобальных и национальных платформ около 200 млн слушателей, что сопоставимо с численностью всех студентов в мире.
Наша страна пока отстает от стран — лидеров в этой области (США, Китай, Индия). Весь российский рынок онлайн-обучения в 2020 году оценивался на уровне 60 млрд рублей — это меньше, чем стоимость одного глобального EdTech-единорога. Причина в недостаточно развитых цифровых ресурсах и навыках, все-таки процесс всеобщей цифровизации у нас был запущен не так давно. Как показали опросы, в начале пандемии лишь 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных технологий, а 60% преподавателей вообще не пользовались цифровыми ресурсами в работе. Впрочем, за год пандемии доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования, выросла с 30 до 70%. Однако половина вузов до сих пор не смогла перейти в новый формат. Система образования пережила вынужденную быструю «лоскутную» цифровизацию.
Несмотря на все очевидные трудности и проблемы, я уверен, что в дальнейшем высшее онлайн-образование ждет большое будущее. Уже сейчас более 6 млн студентов в мире учатся полностью онлайн. Это удобно и нравится студентам: наши исследования до и через некоторое время после начала пандемии показали, что, обучаясь онлайн, студенты стали меньше уставать и больше высыпаться, получили больше свободного времени для отдыха, волонтерской деятельности или развлечений.
Глобальные EdTech-платформы уделяют сегменту полностью онлайн образовательных программ серьезное внимание. Например, Сoursera объединяет 15 университетов и предлагает своим пользователям 26 степеней магистра, 3 — бакалавра и 3 — MBA.
Важный контекст трансформации высшего образования задает скорость трансформации экономики. Во многом университеты становятся образовательными «конструкторами», которые занимаются сборкой и распаковкой образовательных программ. Университет становится экосистемой, сочетающей офлайн- и онлайн-дисциплины и модули, основное и дополнительное образование для разных аудиторий и разного уровня, комфортную развивающую среду для обучения и общения.
На рынке идет жесткая конкуренция за студента: его необходимо не только привлечь, но и увлечь, заинтересовать, предложить удобный формат непрерывного образования и повышения квалификации. Именно поэтому так важно создавать индивидуализированные программы, человекоцентричные сервисы — онлайн-курсы, адаптивные тренажеры.
Для этого длинные университетские программы дробятся на короткие курсы, на которых студент осваивает один навык или тему. Фактически создается новый продукт, который слушатели готовы покупать и потреблять на своих условиях, в собственном ритме. Рынок микростепеней развивается с огромной скоростью, так как востребованные профессиональные квалификации стремительно меняются.
Цифра — уже не будущее, а неизбежная реальность, альтернативы ей нет. Перед нами стоит серьезный вызов — необходимость совершить цифровой прорыв в высшем образовании. Для этого все вузы должны достичь полной цифровой зрелости, используя как основу решения передовых университетов, поддержанных технологическими компаниями. Преподавателям и студентам предстоит на ходу обучаться работать в онлайн-среде.
Фото: Высшая школа экономики