Криптоигры, NFT, блокчейн, инвестиции в токены — эти слова сейчас на слуху и все чаще звучат в контексте развития игровой индустрии. Вячеслав Уточкин, заместитель директора Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в материале для HSE Daily рассказывает, что происходит, кому это выгодно и что думают об NFT классические геймеры (спойлер: ничего хорошего).
Что такое криптогейминг
Криптоигры появились далеко не вчера: о том, как они работают и зачем нужны, рассуждали еще в 2018 году, причем уже тогда предполагали, что хайп прошел. Однако время показывает, что интерес к этой сфере только растет. В текущем году этот рост вообще перешел все границы. Уровень хайпа, как, впрочем, и уровень инвестиций в эту сферу, сейчас максимальный. Но, к сожалению, и максимальный уровень мошенников. Поэтому с криптоиграми надо быть предельно осторожным. Тем не менее само по себе направление очень перспективное, и если подходить к нему осмысленно, с полным пониманием всех процессов, рисков и возможностей, то можно зарабатывать сотни, тысячи и даже десятки тысяч долларов играя.
Вячеслав Уточкин, фото: Высшая школа экономики
Итак, для начала: что такое криптоигры простыми словами? Это особая модель игр — play-to-earn (почувствуйте отличие от free-to-play и buy-to-play), то есть геймеры зарабатывают на играх. Как именно? Они покупают цифровую собственность (персонажей, виртуальные острова, участки земли, цифровой меч с доспехом и так далее), но, что важно, ее подлинность и уникальность подтверждена технологией блокчейн.
Это не то же самое, что внутриигровые покупки, когда вы берете премиумный танк, а потом, если перестали играть, он так и лежит мертвым грузом на вашем брошенном аккаунте, так как продажа внутри игры этого танка другим игрокам за реальные деньги невозможна, а продажа аккаунта запрещена правилами игры. С криптоиграми все иначе: купленное там добро становится вашей цифровой собственностью, которой вы можете распоряжаться по своему усмотрению. А значит, ее можно обменивать и продавать, причем и внутри игры, и на сторонних торговых площадках, — иными словами, зарабатывать. Например, купили сундучок с героями в одной из криптоигр за 100 долларов, выпал из него легендарный редкий герой, и продали его сразу за 7 тысяч долларов. Правда, может и, наоборот, выпасть мусор, который и 100 долларов не стоит, но которым все равно можно играть, постепенно накапливая криптовалюту, которую в итоге можно вывести из игры. Во многих криптоиграх, например в Axie Infinity, даже сами разработчики говорят, что миссия Sky Mavis, создателей игры, — это не сделать интересную игру, а создать рабочие места через игру, чтобы люди играя зарабатывали. И возможность зарабатывать в игре важнее фана.
Одна из технологий, которая позволяет получить цифровую собственность, — NFT (Non-Fungible Token), невзаимозаменяемый токен. От биткоина он отличается тем, что каждый NFT уникален, на нем есть «электронная бирка» с информацией о сделке, авторстве и владельце. Таким образом, убиты два зайца: подтверждено авторство и закреплена принадлежность владельцу. Кстати, NFT сейчас добавляют и в привычные нам ААА-игры, так что технология уже вышла за рамки криптоигр. Правда, игроки часто этим сильно недовольны. Так, разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 передумали связываться с NFT после критики со стороны игроков.
Зачем криптоигры нужны разработчикам
Успешная криптоигра — это синоним впечатляющего заработка. Так, ежемесячные объемы торгов персонажами в Axie Infinity исчисляются сотнями миллионов долларов.
Также это новый, еще не занятый рынок, где компании со штатом меньше сотни человек выходят на миллиардную капитализацию. Например, Sorare, оцененная недавно в 4,3 млрд долларов, имеет только 34 сотрудника! А компания Sky Mavis в мае была оценена в 3 млрд долларов, и там работало всего 80 человек. И это уже после расширения штата! Просто сравните с 10 тысячами сотрудников в Activision Blizzard и 11 тысячами в Electronic Arts.
Персонажи Axie Infinity, фото: axie.substack.com
И еще один немаловажный момент: NFT, токены, криптоигры — все это сейчас на слуху. Как пишет Bloomberg, ничто так сильно не возбуждает венчурных капиталистов, как мысль о децентрализованных базах данных, особенно в сочетании с аббревиатурой NFT. Подтянулись и крупные издатели игр: теперь они заверяют акционеров, что тоже идут в ногу со временем. Генеральный директор Electronic Arts Эндрю Уилсон назвал NFT «важной частью будущего» игр. Правда, добавил, что «еще рано думать, как это будет работать». В Ubisoft считают, что блокчейн произвел революцию, и компания хочет стать ключевым игроком в этой сфере.
Но стоит помнить, что хайп привлекает мошенников, которые делают обычные мошеннические пирамиды вместо качественных игр, тем самым снижая доверие к технологии. Поэтому надо внимательно относиться к выбору игрового проекта, смотреть на его разработчиков, партнеров, наличие аудита и ряд других факторов.
Зачем криптоигры нужны игрокам
Один из слушателей программы Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Менеджмент игровых проектов» Игорь Демченко еще несколько лет назад запускал криптоигру и рассказывал, что в таких играх геймеры обретают свободу за счет того, что могут переносить купленные ценности из одного проекта в другой, в любой момент продавать другим игрокам и сохранять приобретенное даже в случае, если студия, выпустившая проект, разорилась.
Игроки зарабатывают в таких популярнейших проектах, как CryptoKitties и Axie Infinity. В первом случае они создают, скрещивают и продают редких котиков, а во втором — собирают, выращивают и продают существ, которые при этом могут сражаться на аренах и зарабатывать внутриигровую валюту. В обоих случаях используются NFT. Есть мнение, что у NFT и игровой индустрии большое совместное будущее, ведь невзаимозаменяемые токены хорошо подходят, чтобы создавать персонажей, локации и внутриигровые предметы.
Более того, как считает Стивен Уолтерс, генеральный директор и основатель Gallant Token, родители могут создавать криптокошельки для своих детей, а те в будущем будут играть в игры типа play-to-earn и таким образом зарабатывать себе на колледж или просто копить на будущее.
Заработок в Axie Infinity для многих людей, особенно на Филиппинах, уже заменил работу и позволяет зарабатывать не меньше, чем на той же рыбной ловле. А еще, в отличие от обычной работы, на рынке NFT иногда случаются настоящие чудеса. Например, когда только появилась в продаже коллекция картинок Bored Ape Yacht Club, один человек, Джон Кноф, купил изображение с курящей обезьяной в скафандре и с лазерными лучами в глазах сразу после создания коллекции за 320 долларов. Спустя полгода Джон Кноф продал права на картинку за 347 Ethereum, что эквивалентно 1,4 млн долларов. Говорит, это сильно изменило его жизнь к лучшему.
Что думают об NFT классические геймеры: кейс S.T.A.L.K.E.R. 2
В декабре GSC Game World объявил о запуске метавселенной и NFT по S.T.A.L.K.E.R. 2. Задумка была такая: шутер станет первой ААА-игрой, частью которой смогут владеть игроки. Предполагалось, что это будет нечто большее, чем иммерсивный игровой опыт.
Токены должны были работать так: на платформе DMarket появятся предметы в виде отдельных дропов. В январе 2022 года пройдет первый дроп в формате аукциона, на котором можно будет купить первого метачеловека: его скопируют с владельца с помощью фотограмметрии и добавят в «Сталкера» как NPC. В феврале разработчики планировали раздавать «сверхсекретные генезис-наборы».
Представители GSC подчеркивали, что хотят ввести в игру уникальный метаэлемент, но предметы в виде NFT не повлияют на геймплей и не дадут игрокам никаких преимуществ.
Фото: iStock
Тем не менее эффект от этой новости можно сравнить с цифровым взрывом четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС: геймеры принялись строчить тысячи ядерных комментариев и хоронить игру под радиоактивными отходами, а вместе с ней и создателей, и игровую индустрию в целом. По их мнению, NFT — мошенничество, попытка продать игрокам воздух, уничтожение «лампового» геймплея и ненужное преимущество одних игроков перед другими.
Раздосадованные геймеры даже требовали удалить игру из Steam как нарушающую правила площадки, собирались отменять предзаказы и вычеркивать «Сталкера» из своих виш-листов.
Все это случилось 15 декабря. И уже в ночь с 16 на 17 декабря разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 объявили об отказе от NFT из-за случившегося скандала. «Интересы фанатов и игроков — приоритет для нашей команды. Мы делаем игру для вашего наслаждения, какой бы ни была цена. Если вас это волнует, нас это волнует тоже», — написала команда GSC Game World.
Криптоскепсис Steam, инвесторов и отдельных разработчиков игр
Свою однозначную позицию по криптоиграм уже высказала площадка Steam: в списке «Что не следует публиковать в Steam» появился специальный пункт. Игры с NFT и блокчейном запрещены, Valve планирует банить такие игры. Это связано с тем, что компания не разрешает использовать игровые предметы, имеющие реальную ценность.
В целом скептически относятся к криптовалютам также некоторые инвесторы и банкиры: пусть биткоин и Ethereum признают на Уолл-стрит, но есть и сотни других, непроверенных валют. Нет гарантий, что нестабильные токены можно конвертировать в наличные. Этому могут помешать технические сбои и внезапные скачки цен. Конечно, богатые инвесторы такое переживут, но простые участники рынка могут оказаться в уязвимом положении, считают финансисты.
С игровыми компаниями тоже не все так однозначно. Сейчас они инвестируют в блокчейн, потому что это может стать чем-то крутым в перспективе, но не из-за того, что у этой технологии есть практическое применение здесь и сейчас, пишет Bloomberg. Так, компания Zynga Inc., которая делает казуальные игры, наняла вице-президента по блокчейну. Правда, генеральный директор Фрэнк Жибо пока не совсем понимает, что означает эта роль. По мнению Жибо, позволить игрокам владеть виртуальными предметами и инвестировать в них — это важно, по такой концепции можно сделать новые крутые игры. Но лишь в теории, а как именно и когда — пока не совсем ясно.
«Пока не совсем ясно» — пожалуй, ключевое, что можно сказать о взлетающем рынке криптогейминга и игр с NFT. Очень многие спешат запрыгнуть на поезд хайпа, и не исключено, что они сильно преуспеют. А с другой стороны, возможно, придется поспешно спрыгивать, да так аккуратно, чтобы не снесло другим поездом.
Тема криптогейминга очень интересная, но несет в себе большие риски. Так что лучше всего будет, прежде чем начинать этим заниматься, хорошенько прокачать свою технологическую грамотность, обоснованно взвесить все риски, не бежать за мнимыми золотыми горами туда, где пока еще нет регулирования и никто не может обеспечить вашу безопасность от самих себя. Но если принятие этих рисков ложится в стратегический план на профессиональное развитие, то данная сфера не только привлекательна с точки зрения раскручивающегося со скоростью света потенциала, но и просто, по моему опыту, увлекательна. А когда занимаешься увлекательным делом, которое нравится, то и результаты обычно лучше.
Фото: iStock