Недавно Бирмингем — второй по численности населения город Британии — объявил о банкротстве. Ранее на такой беспрецедентный шаг были вынуждены пойти еще несколько городов, включая Ноттингем. О причинах и возможных последствиях этого кризиса HSE Daily рассказал первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ профессор Игорь Ковалев.
— Сообщения о банкротстве Бирмингема соответствуют действительности или они несколько преувеличены?
— Это официальные данные, городской совет на днях подтвердил данные об отсутствии средств для большинства городских проектов и сохранил финансирование только самых необходимых расходов: социальных пособий для бедных, а также питания и аренды жилья для бездомных. Дефицит бюджета составил 87 млн фунтов стерлингов, или 109 млн евро. Для второго по численности населения города Великобритании после Лондона (около 1,1 млн человек) это большие деньги.
Бирмингем — большой город, и это выстрелило. Надо понимать, что банкротство в англосаксонском праве — одно из тяжких преступлений, и нереабилитированные банкроты лишаются, например, права избираться в палату общин.
— Создавшаяся в Бирмингеме ситуация — частная или отражает системный кризис в городском и муниципальном управлении?
— Это отражает накопившиеся проблемы взаимодействия центральных и местных властей, которое трудно назвать сбалансированным и взвешенным. Банкротства не приняли массового характера, но стали системой, о нем ранее уже объявили еще шесть английских городов, в основном небольших, но в их числе и Ноттингем, чье население составляет около 250 тысяч человек. Так что это тенденция, и весьма тревожная.
— Банкротство крупнейшего города — неожиданность или проблемы накапливались в течение длительного периода?
— Я бы не сказал, что это неожиданность, такая ситуация возникает вследствие формирования критической массы проблем, и последняя капля приводит к тому, что городские власти объявляют о банкротстве. Если говорить о Бирмингеме, сложности стали накапливаться давно.
На положение города могло, в частности, повлиять сокращение в 2013 году финансирования из центрального бюджета страны городских советов. Местные администрации, правда, взамен получили право сохранять большую часть собранных ими муниципальных налогов и налогов с предприятий на их территории, но это вызвало серьезное расслоение муниципалитетов, поскольку бедным административным образованиям сложно собрать налоги и сформировать бездефицитный бюджет.
В Бирмингеме неблагоприятная ситуация начала складываться с 2012 года, когда суд удовлетворил иск профсоюзов о занижении заработных плат работницам-женщинам по сравнению с мужчинами. Выплаты пострадавшим, увеличившиеся вследствие штрафов и инфляции, к сентябрю 2023 года, когда городской совет впервые сообщил о возможности банкротства, достигли 650 млн фунтов стерлингов.
К этому надо добавить незавершенность структурной перестройки городской экономики. Бирмингем был центром британской металлургии, в современных условиях это малорентабельная отрасль. Необходим был поиск новых производств и отраслей, на что также требовались существенные средства. Многие эксперты считают одной из ключевых причин банкротства попытку внедрения новой IT-системы для городского управления, которая оказалась неудачной, а ее замена потребовала дополнительных расходов.
Наконец, в 2022 году Бирмингем стал местом проведения Игр Содружества, это своего рода мини-Олимпиада для стран, входивших ранее в Британскую империю. Это масштабное спортивное мероприятие. Чтобы провести его на должном уровне, потребовались большие средства, в том числе из городского бюджета. Возможно, местные власти надеялись, что эти вложения окупятся за счет привлечения туристов и рекламы на соревнованиях, но эти прогнозы не оправдались, что только увеличило и без того значительный дефицит бюджета.
Бирмингем во время проведения Игр Содружества, фото: Commonwealth Games
Добавим к этому политический компонент. Многие сотрудники мэрии из числа членов лейбористской партии обвиняют в проблемах консервативное правительство, сократившее субсидии на местные нужды. Правительство Риши Сунака говорит об обратном и утверждает, что только в текущем финансовом году субсидии выросли на 9%, но оно более не намерено их увеличивать.
— Теперь мэрия Бирмингема не может платить по счетам? По каким именно?
— Не может платить практически по всем счетам, по которым должна вести расчеты: связанные с городским транспортом, содержанием музеев, парков, зон отдыха, содержанием школ, расходами на полицию, то есть по достаточно большому списку расходов. Говорят, что будут поддерживать бедных и бездомных, но за последние два года их число также существенно выросло, что потребует дополнительных денег.
— Как это отразится на повседневной жизни города? Приведет ли это к остановке транспорта, прекращению подачи тепла и электричества в дома и учреждения?
— Такой вариант можно допустить, как и коллапс городского хозяйства со всеми вытекающими последствиями.
— Как это скажется на работе фабрик и заводов? Ведь Бирмингем — один из крупнейших промышленных центров Великобритании.
— На компании и промышленные предприятия это повлияет в меньшей степени, поскольку они в основном частные, но в случае проблем с общегородскими коммуникациями бизнес тоже может существенно пострадать, например при перебоях в снабжении электричеством и теплом.
— Какой выход из положения предлагают представители городского управления, эксперты и пресса?
— Представители самоуправления и большинство экспертов солидарны. Они считают, что в данном случае необходима помощь со стороны государства, но правительство Риши Сунака не торопится и показывает, что дополнительных трансфертов ждать не следует. И это самый сложный вопрос — как в такой ситуации решить проблемы такого большого города, как Бирмингем.
Бирмингем, фото: iStock
— Можно ли ожидать повторения подобных ситуаций в других крупных городах?
— Я пока не слышал, чтобы у других крупных британских городов, например Манчестера и Ливерпуля, возникали бы столь масштабные проблемы. В значительной части нынешнее положение стало следствием собственных ошибок Бирмингемского совета. Они в течение многих лет игнорировали проблемы с компенсациями по решению суда, видели, что проблемы накапливаются, но при этом решились в столь неблагоприятной ситуации на проведение Игр Содружества и, вероятно, переоценили поступление доходов от проведения соревнований.
— Связано ли банкротство с политическими причинами?
— Лейбористы в Совете Бирмингема обвиняют в городских проблемах консерваторов. Не исключено, что это может выйти на более высокий уровень. Добавим, что в начале будущего года в Великобритании пройдут парламентские выборы. Политическая борьба начинается уже сейчас, и лейбористы получат удобный повод выдвинуть претензии лично премьеру Риши Сунаку, который отказался помогать Бирмингему. С другой стороны, Бирмингем — оплот лейбористов, и отказ в помощи лейбористскому в большинстве своем городскому совету со стороны консерваторов также может иметь и политический мотив.
— Возможно ли, что серия городских банкротств приведет к реформам налогового законодательства?
— Изменения в налоговом законодательстве между местным и общенациональным компонентами вряд ли произойдут, но их соотношение, вероятно, поменяется в рамках нынешней фискальной системы. Однако это сложный вопрос, поскольку налоговые поступления нужны на разные цели, в том числе запланирован рост расходов на оборону страны. Формирование нового бюджета (бюджетный год в Великобритании начинается с 1 апреля) вызовет жаркие споры. Нынешнее банкротство Бирмингема произошло, что называется, вовремя и способно их обострить.