Рассмотрение жалобы Евросоюза на Россию комиссией по разрешению споров ВТО может занять от года до трех лет. Если решение будет принято в пользу ЕС, то Россия его наверняка оспорит, и оно повиснет в воздухе, поскольку работа апелляционного органа ВТО заблокирована США. Об этом HSE Daily рассказали завкафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков и директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев.
Всемирная торговая организация создаст комиссию по разрешению спора между ЕС и Россией. Эта третейская группа рассмотрит меры, принятые нашей страной по госзакупкам в процессе импортозамещения. Сообщение о создании комиссии ВТО разместила на своем сайте 20 декабря.
Евросоюз обратился 22 июля 2021 года в ВТО и попросил назначить консультации по спорам с Россией. Как следует из заявления, в ЕС считают, что введенные Москвой в течение нескольких лет меры по импортозамещению ставят компании стран Евросоюза в невыгодное положение при продаже товаров и услуг российским государственным предприятиям и другим организациям посредством коммерческих закупок в рамках госзаказа.
По оценкам заявителей, в 2019 году стоимость опубликованных тендеров российских государственных предприятий составила 23,5 трлн рублей, или ориентировочно 290 млрд евро, что эквивалентно примерно 20% ВВП России. ЕС называет меры дискриминационными и призывает их отменить или привести в соответствие с правилами ВТО.
Россия, в свою очередь, заявила об уверенности в том, что меры соответствуют обязательствам страны в ВТО, и о готовности продолжить консультации с Брюсселем по этому вопросу. Российские представители не поддерживают просьбу ЕС о создании комиссии по спорам, и блокировали соответствующую просьбу на заседании DSB (Dispute Settlement Body, орган ВТО по урегулированию споров) 29 ноября. Позднее, как уже отмечалось выше, DSB поддержали эту просьбу. Свои права в качестве третьих лиц на участие в разбирательстве уже зарезервировали Австралия, Корея, Колумбия, Бразилия, Швейцария, США, Канада, Китай, Япония, Украина и Индия.
Офис торгового представителя США (USTR) 21 декабря также обнародовал свои претензии к Москве в «Отчете за 2021 год о выполнении и обеспечении выполнения обязательств России перед ВТО». По словам торгового представителя США Кэтрин Тай, Россия продолжает отходить от «руководящих принципов Всемирной торговой организации, таких как недискриминационная практика, более открытая торговля, предсказуемость, прозрачность и справедливая конкуренция».
К числу ключевых претензий отнесена политика локализации производства товаров и услуг; не связанные с наукой ограничения на импорт и отказ признавать гарантии других стран в отношении объектов экспорта в сельскохозяйственном секторе; программы импортозамещения в ИТ-секторе. Кроме того, в отчете указывается, что в период пандемии российские власти «расширили свой контроль над экономикой и ужесточили ограничения на торговлю».
Кэтрин Тай заявила, что несоблюдение Россией норм ВТО ставит американских рабочих и предприятия в невыгодное экономическое положение и не позволяет им конкурировать на равных условиях. «USTR продолжит работать с партнерами и использовать инструменты ВТО, чтобы привлечь Россию к ответственности за ее поведение в многосторонней торговой системе», — подчеркнула она.
Российские власти отвергают претензии ЕС и США. В частности, Минэкономразвития России опровергло как сообщения некоторых СМИ о том, что ЕС потребовал от России 290 млрд евро, так и саму возможность выплаты каких-либо компенсаций.
Кроме того, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил РБК, что претензии ЕС необоснованны, поскольку Россия не подписывала часть соглашения о вступлении в ВТО, связанную с госзакупками.
Эксперты ВШЭ рассказали HSE Daily, как будут развиваться события, связанные с этими претензиями, и есть ли у ЕС шанс получить какую-то компенсацию от России.
Максим Медведков, заведующий кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ
Фото: Wikimedia Commons
«В первую очередь должна быть сформирована третейская группа, которая определит порядок своей работы, и лишь потом начнутся прения сторон. К этому времени и потребуются аргументы со стороны России, готовить их уже начали.
Третейская группа по итогам рассмотрения исков (в данном случае ЕС) должна подготовить рекомендации. Эти рекомендации могут предусматривать приведение законодательства России в соответствие с требованиями ВТО, но могут сводиться и к констатации отсутствия каких-либо проблем с правоприменением. В первом варианте Россия может выполнить рекомендации, а может передать дело на рассмотрение апелляционного органа. Во втором варианте возможность апелляции появится уже у ЕС.
Российская сторона уже заявила, что не видит проблем с выполнением требований ВТО, касающихся правительственных закупок, и выразила готовность объяснить соответствующие положения российского законодательства. Такие разъяснения были даны в ходе двусторонних консультаций, но комиссию ЕС они не удовлетворили, и процедура спора продолжится уже с участием третейской группы. Кто в нем выиграет, предугадать трудно. Юриспруденция ВТО весьма сложная, со множеством нюансов. Какую линию займут арбитры, мы поймем только к моменту завершения рассмотрения дела.
Жалобы в процедуру разрешения споров ВТО — обычная практика ее членов. К ней прибегают тогда, когда другие способы решения проблем, например переговоры, исчерпаны. Россия несколько раз выступала в качестве истца в аналогичных спорах и выигрывала соответствующие процессы. Это эффективный инструмент обеспечения прав для любого члена ВТО.
Процедура обычно занимает как минимум год-полтора, но возможны и более длительные сроки — до 2,5–3 лет. Окончательный срок будет зависеть от намерений сторон пересмотреть рекомендации третейской группы в апелляционном органе, который пока по-прежнему неработоспособен (из-за позиции США, которые заблокировали назначение его новых членов. — Ред.)».
Александр Данильцев, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ
Фото: Высшая школа экономики
«Есть ли шанс у ЕС получить положительное решение от ВТО? Трудно сказать точно и однозначно. В целом представляется, что шансы не очень большие. Могут быть затронуты вопросы закупок в интересах государства, более того, вопросы безопасности, которые, как правило, позволяют применять меры независимо от правил в отношении обычной коммерческой торговли.
В общих случаях, если ответчик проиграл спор, он должен отменить меры, которые признаны несоответствующими обязательствам в рамках ВТО. Если он отказывается это сделать, то выигравший истец получает право приостановить свои уступки в отношении соразмерного объема торговли. Иными словами, истец получает право ввести ограничительные меры в отношении проигравшей стороны (в нарушение своих обязательств). На практике приостановление уступок случается крайне редко, это единичные случаи. Если ответные меры вводятся, то они вводятся на так называемой кросс-секторальной основе. То есть сторона, которая их вводит, сама выбирает области, в которых они будут действовать, независимо от начального предмета спора, важен только объем затронутой торговли.
Сейчас из-за позиции США заблокирована работа апелляционного органа ВТО. Поэтому в случае подачи апелляции проигравшей стороной спор вообще оказывается подвешенным».
Фото: © WTO