Преступники, стремящиеся обманом получить доступ к банковским счетам и персональным данным рядовых граждан, прибегают ко все новым уловкам. Широкий арсенал средств киберпреступников и рост числа их жертв требуют более активных действий правоохранительных органов и организации эффективной психологической помощи потерпевшим. Об этом говорили эксперты на круглом столе в Вышке.
Центр медиапрактик НИУ ВШЭ совместно с Банковским институтом Вышки и банком «Уралсиб» провели круглый стол «Психологическая самооборона: как противостоять новым схемам банковских мошенников».
Глеб Черкасов, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Заведующий Центром медиапрактик Глеб Черкасов, открывая семинар, предложил выяснить, как потенциальные жертвы реагируют на действия мошенников, и рассказать о методах защиты от их новых методов.
Заместитель заведующего центром Андрей Жуков, представляя доклад центра, обратил внимание участников на новый метод киберпреступников — вишинг. В звонках по телефону и в мессенджерах киберпреступники используют разные методы социальной инженерии, чтобы убедить жертву предоставить персональные данные и доступ к счетам или перейти по ссылке, позволяющей похитить информацию.
Андрей Жуков, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, доля получавших звонки киберпреступников выросла в 2021–2024 годах с 57 до 67%, причем чаще всего звонят жителям крупных городов среднего возраста (85%). Это сопоставимо с аналогичными данными в Индии и существенно выше, чем в Европе и США. «Нас отчасти спасает, что россияне недоверчивы и, услышав, что им звонит полицейский или чиновник, прекращают общение», — отметил Андрей Жуков.
Жертвами мошенников стали 7% респондентов (в 2021–2022 годах — 9%), доли понесших существенные и незначительные потери примерно равны. По данным Центробанка, средняя сумма киберкражи составила 20 000 рублей. Андрей Жуков обратил внимание на самоуспокоенность россиян: 46% опрошенных считают вероятность потерять деньги в результате телефонного мошенничества низкой, еще 27% уверены, что такого с ними не случится, лишь 23% полагают, что это вероятно. Наибольшая доля уверенных в своей неуязвимости отмечается среди молодежи 18–24 лет и среди людей старше 60. Самоуверенность опасна, считает докладчик. В последнее время мошенники целенаправленно звонят жителям крупных городов с высшим образованием, предполагая, что они располагают более значительными средствами.
Среди новых методов мошенников — просьбы «сотрудников банка» прислать QR-код для блокирования попытки незаконно снять деньги или «обновить приложение», когда при переходе на указанный сайт люди теряют деньги. Криминал также пытается применять технологии искусственного интеллекта: сотрудникам крупных компаний и вузов (в том числе Вышки) звонят и пишут сообщения от лица руководителя (иногда бывшего), используя фото из интернета. Еще один вариант — подделка голоса и изображения жертвы и просьбы от ее имени друзьям и знакомым одолжить ненадолго небольшую сумму.
Чтобы добиться цели, преступники стараются звонить в неподходящее время, предполагая, что потенциальная жертва на бегу скорее даст желаемый ответ, стремясь отвязаться от назойливого абонента. При этом звонящий нередко вежливо представляется по имени и отчеству, называет номер телефона, по которому можно подтвердить его место службы, часто ссылается на многочисленные нормы, пытаясь перегрузить мозг жертвы и лишить воли к сопротивлению. Мошенники накаляют обстановку, вводя в состояние стресса и требуя немедленных решений и действий.
Жертвы соглашаются передать мошенникам важные данные из-за собственной самоуверенности, убеждения, что знают их схемы. Преступники активно применяют лесть и приемы нейролингвистического программирования, после чего абоненты не проверяют полученную информацию. Одновременно преступники играют на эмоциях, раскачивая собеседника угрозами, стыдя его, вводя в азарт и апеллируя к авторитетам.
Бывает, что людей обманывают дважды: сначала выманивают деньги, потом представляются сотрудниками «фонда помощи обманутым вкладчикам» и воруют у пострадавших от мошенников.
Чтобы не стать их жертвой, следует выполнять несколько правил:
- не сообщать неизвестным людям и знакомым личных данных;
- не принимать скоропалительных решений, не поддаваться панике, самый простой способ привести себя в чувство — дыхательная гимнастика;
- повышать стрессоустойчивость — выспавшийся человек в хорошей физической форме легче справляется со стрессом;
- строго соблюдать принцип «доверяй, но проверяй»; фактчекинг становится обязательным элементом жизни обычных людей;
- важно развивать социальные связи, поддерживать отношения с родственниками, друзьями, с кем вы можете доверительно советоваться при принятии решений.
«Составьте памятку, что делать, если звонят и рассказывают, что вам что-то угрожает, научитесь говорить “нет”», — подытожил Андрей Жуков.
Василий Солодков (справа), фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Директор Банковского института НИУ ВШЭ профессор Василий Солодков отметил: новые схемы появляются едва ли не ежедневно, количество звонков растет, кроме того, мошенники чаще используют Telegram для создания фальшивых аккаунтов руководителей потенциальных жертв, предлагают дистанционный заработок, при этом правоохранительные органы, по его мнению, действуют недостаточно активно. Необходимо, чтобы соответствующие подразделения органов правопорядка и спецслужб активнее реагировали на сообщения о преступлениях и обращения не только пострадавших, но и людей, отбившихся от мошенников. Большая вероятность наказания и раскрытия мошеннических схем должна сделать их экономически невыгодными.
В последние годы мошенники перешли от компьютерных преступлений к социальной инженерии, подчеркнул директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. Действуют преступные группировки, имеющие call-центры в России и за рубежом. Он сравнил ситуацию с недолеченной болезнью, когда выжившие вирусы и бактерии приспосабливаются к лекарствам.
Борис Воронин, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Госорганы стремятся отслеживать SIM-карты, номера и каналы, вместе с банками они стараются прервать коммуникации при подозрительных звонках с номеров, замеченных прежде в мошенничестве. Однако преступники, в свою очередь, пытаются мимикрировать под следователей ФСБ или проводят групповые атаки, начинающиеся, например, со звонка о необходимости продления контракта с мобильным оператором. Если люди сообщают им цифры для доступа к «Госуслугам», они меняют контрольный вопрос и затем сообщают о взломе и предлагают связаться с номером «поддержки», завлекая жертву в более глубокую ловушку. «Госуслуги» среагировали усложнением доступа к аккаунту.
Однако мошенники стремятся найти новые крючки. «Возможен момент, когда вы не заподозрите ловушку», — предостерег Борис Воронин.
Чтобы сократить число мошеннических звонков, необходимо прекратить утечку данных, которые используют мошенники. Перекрыть полностью доступ не получится, поэтому следует повысить уровень информированности и недоверия, но это создает и барьеры для экономического роста.
Психолог, консультант руководителей высшего звена РАНХиГС Юлия Харитонова отметила: ее опыт показывает, что жертвами мошенников могут стать и высокообразованные люди. Например, одну из ее доверительниц, врача, на выдачу данных раскачала группа людей, представившихся следователем, сотрудником банка и финансового мониторинга. Она остановилась, только когда они пытались принудить ее взять кредит.
Юлия Харитонова, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
По мнению эксперта, жертвами мошенников чаще становятся люди с зависимым типом личности, склонные опираться на других, в том числе пожилые, привыкшие полагаться на взрослых детей. Часто под влияние преступников подпадают также люди с повышенной виктимностью, склонные к состраданию, ослабленные из-за депрессий и тревожности.
Мошенники делятся на агрессоров («хищников»), целенаправленно причиняющих людям боль и вред, и манипуляторов, получающих удовольствие. «Хищники» — это часто люди с криминальным опытом, с низким уровнем сострадания, их цель — преодолеть препятствие и получить доступ к деньгам. Манипуляторы же получают удовольствие, радуют свое эго.
Все они пытаются отключить контроль и рациональность, прибегая к давлению, нагнетая страх и сообщая избыточную информацию. Далее подключаются манипулятивные действия, а стресс затрудняет принятие разумных решений.
Они располагают скриптами, тренируют голосовые модуляции и резкие переходы от проникновенных интонаций к навязчивым и жестким, создавая гипнотический эффект. Они также используют онлайн-курсы по манипуляции. Наконец, ОПГ, специализирующиеся на кибермошенничестве, возможно, изучают «проходные» и «непроходные» схемы звонков.
Если преступникам удается подавить разум, у жертвы может включиться схема «беспомощный капитулянт», ложное смирение с требованиями, следование ошибочной стратегии, что другие возьмут на себя контроль над ситуацией. Человек ведет себя послушно, пассивно и из страха перед конфликтом и/или давлением на него готов переносить грубое обращение. Может также возникнуть эффект оптимизма «спасителя» собственных денег, а также азарт и утрата критического мышления.
Для противостояния мошенникам необходимо научиться управлять эмоциями и снижать стресс в моменте, когда он может вспыхнуть под давлением. Также следует изучить собственные навыки критического мышления, свои слабые места.
Наконец, по мнению психолога, следует максимально занять себя выполнением значимых задач, не отвечать на звонки с незнакомых номеров и просить звонивших написать SMS-сообщение о цели звонка.
Человек должен помнить: честные организации не запрашивают имя пользователя, не отправляют по электронной почте вложения, которые вы не запрашивали, не просят перейти по ссылке за пределами сайта организации, не берут предоплату за прием на работу, регистрацию на конференцию или обнаруженное наследство.
Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова подчеркнула: в помощи психолога нуждаются все пострадавшие. Потеря денег — это только часть той травматизации, которой подвергаются жертвы мошенников, гораздо большие потери связаны с деструктивными влияниями на личность и ее самоощущение и самовосприятие, и требуется много времени, чтобы восстановить нормальное отношение к себе после происшедшего.
Работа с самооценкой требует специального подхода. Ирина Макарова уверена: родственникам ни в коем случае не следует упрекать жертву в происшедшем, усугубляя чувство вины, потери и беспомощности. Еще одна трудность для жертв — скептическое отношение сотрудников правоохранительных органов в случае заявления о преступлении. «Надо менять их отношение, изучать, какие люди и почему попадают в сети, тогда появится больше фактуры, чтобы найти новые способы психологической самообороны», — сказала она.
Ирина Макарова, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
По мнению эксперта НИУ ВШЭ, нужно не только создавать новые препятствия для преступников, но и готовить людей психологически к противостоянию мошенникам, чьи главные алгоритмы не изменились с давних времен: лишить человека способности к критическому мышлению и заставить согласиться на предложения манипуляторов.
«Мы все уязвимы, и состояние уязвимости — это то, чем пользуются мошенники. Одно из последних изобретений мошенников: “Ваш сын или дочь перевели деньги ВСУ, вы должны нам помочь” — действует на пожилых людей со сложными отношениями с детьми, которые не могут позвонить близким и уточнить у них ситуацию. Закрытость и подозрения становятся крючком, на который мошенники ловят граждан», — отметила директор Центра психологического консультирования Вышки.
Знания, тренинги и навыки могут не сработать в сложной ситуации. Пока сохраняется риск оказаться в фокусе внимания мошенников.
Глеб Черкасов поинтересовался, есть ли порядок обращения за помощью для пострадавших от мошенников, подобный действующему при травмах.
Ирина Макарова посетовала, что в России до сих пор не принят закон о психологической помощи. Она оказывается добровольно, только когда ее запрашивают, исключение составляют чрезвычайные ситуации, когда ею занимается МЧС.
Сейчас жертвы мошенников нередко находятся в шоке, когда они только плачут и/или не могут вербализовать происшедшее с ними. «Я бы рекомендовала психологическую помощь, близкую к оказываемой при катастрофах, когда психике трудно справиться с ситуацией. Тогда клиентам легче проработать травму, выйти из состояния безнадежности и отчаяния», — сказала она.