Образовательная среда играет ключевую роль в формировании будущего страны, поскольку именно она определяет не только уровень знаний и компетенций, но и качество жизни человека. Эксперты, педагоги, представители бизнес-сообщества и общественные активисты собрались в Вышке, чтобы обсудить актуальные вопросы внедрения искусственного интеллекта в образование и влияние цифровых технологий на здоровье учащихся и народосбережение.
В НИУ ВШЭ прошел междисциплинарный научно-общественный круглый стол «Образовательная среда как фактор технологического суверенитета и информационно-психологической безопасности России». Он объединил академическое и преподавательское сообщество, представителей власти и индустрии с целью разработки пошаговой стратегии достижения национальных целей развития РФ в области образования с учетом его цифровой трансформации. В ходе обсуждения эксперты положили начало поиску совместных решений по реализации социально ориентированной и человекоцентричной политики в сфере образовательных информационных технологий.
Фото: Высшая школа экономики
Организаторами мероприятия выступили Центр искусственного интеллекта и Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ, Научный совет при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований. Модерировали дискуссию Анастасия Углева, профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, и Ангелина Потеряйко, ученый секретарь секции «ИИ в экономике» НСМИИ РАН.
Перед участниками круглого стола стояла задача показать научный подход к реализации национальных целей развития России, установленных майским указом президента Владимира Путина №309. В ходе дискуссии неоднократно звучал вывод о том, что реализация этих целей напрямую зависит от системы образования и воспитания, от требуемого состояния образовательной среды в разрезе трех ее составляющих: смысловой, культурообразующей и предметно-инструментальной. Был выявлен устойчивый тренд разрушения цивилизационного кода в подрастающих поколениях и установлена зависимость этого тренда от того, что система образования сосредоточена в основном на предметно-инструментальной компоненте образовательной среды и практически не работает системно с культурообразующей и смысловой.
Фото: Высшая школа экономики
Профессор Ирина Джерелиевская полагает, что социокультурная атмосфера настоящей общественной жизни является ценностно-смысловым контекстом образовательного процесса. «И задача государства заключается в его формировании в соответствии с отечественным культурным кодом. Между тем есть опасение, что будущий успех отечественного образования связывается в первую очередь с модернизацией низового предметно-инструментального уровня образовательной среды, при этом игнорируется ее многомерность, особенно смысловой уровень», — сказала она.
В условиях быстрого развития технологий образовательная система должна быть готова к новым вызовам. Специалисты в области образования, нейрофизиологии, детской психологии и информационных технологий, представители врачебного и родительского сообществ, а также органов государственной власти обсудили влияние технологий на трансформацию коммуникативных связей, на формирование когнитивных способностей детей и подростков, на их физическое и психическое здоровье, морфологию тела и фертильность.
Фото: Высшая школа экономики
Участниками круглого стола были обозначены высокие риски нанесения непоправимого ущерба физическому и психическому здоровью детей при использовании современных информационных инструментов и технологий по причине тотального игнорирования природы человека и особенностей возрастного развития.
Игорь Кашаба, педиатр, иммунолог, руководитель Ассоциации МАСТИМ, младший научный сотрудник Института клинической и экспериментальной лимфологии, лаборатории патологии соединительной ткани, говорит, что совокупность факторов, возникающих при погружении детей в цифровую среду, отрицательно влияет на их здоровье. До 1995 года в официальной статистике не было даже такого диагноза, как метаболический синдром, а с 1995 по 2019 год выросло количество заболевших детей с этим синдромом в 3,5 раза. С 1990 по 2019 год в России наблюдался рост первично выявленной детской онкологии в 4,72 раза. Имеет место прогредиентное течение, то есть накопление груза патологий с возрастом. «Необходимо изменить подходы к образованию в направлении здоровьесбережения детей», — резюмировал он.
Фото: Высшая школа экономики
Технологический суверенитет является одним из главных приоритетов для России. Это означает в том числе способность государства при внедрении новых технологий в таких рискогенных областях, как образование, обеспечивать их безопасность и надежность. Информационно-психологическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности России. При этом важнейшей задачей государства является гарантия прав граждан на получение качественного образования, что требует социогуманитарной экспертизы внедряемых технологий и пересмотра нормативной базы.
«Нужно вносить поправки в закон об образовании, в котором никак не гарантировано традиционное очное обучение», — отмечает Анна Швабауэр, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи.