Заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ Александр Корниенко и старший преподаватель кафедры государственного управления и права РАНХиГС Николай Самохвалов изучили правовые проблемы применения противоэпидемических мер, в том числе проведения профилактических прививок в период пандемии коронавируса. Результаты работы они опубликовали в статье «COVID-19: правовое регулирование всеобщей вакцинации», опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Право».
Обострение проблем системы здравоохранения вследствие пандемии COVID-19 поставило перед обществом и государством проблему модернизации правовых основ охраны здоровья и медицинской помощи. Учитывая важность этой отрасли права, изменения в ней возможны только с учетом мнения общества и его отдельных групп.
Особая роль вакцинации в предотвращении распространения инфекции требует детальной проработки ее нормативно-правовых аспектов, четкого соблюдения прав граждан в ходе прививочной кампании. Как отмечают зарубежные исследователи, государства пересматривают политику вакцинации.
Одни страны предпочитают информировать население о пользе прививок, предоставляя гражданам свободу выбора (Россия, Германия, Австрия), другие проводят обязательную вакцинацию (Саудовская Аравия, Индонезия, Израиль). Назрела необходимость пересмотра международно-правовых стандартов, принятых и рекомендованных ВОЗ, не дающих однозначного ответа по поводу обязательности вакцинации и нарушающих права человека.
В России механизмы реализации конституционного права на охрану здоровья обозначены достаточно четко, отмечают авторы. В частности, особое внимание уделено определению понятий медицинского вмешательства, медицинской услуги, медицинской помощи, охраны здоровья граждан и др. В список принципов охраны здоровья включены важные элементы невозможности отказа от медицинской помощи, ее качества и доступности.
Высокая нагрузка на врачей и медицинские учреждения во время пандемии вызвала стремление снизить риск заболевания за счет вакцинации. Однако внесенный правительством в Госдуму законопроект о включении прививки против коронавируса в Национальный календарь профилактических прививок не получил поддержки и был снят с рассмотрения. Авторы называют отказ большинства депутатов от его принятия оправданным. Вакцинация от COVID-19 остается добровольной, несмотря на ряд исключений из данного правила.
Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» закрепляет императивность прививочной кампании в период пандемии и подразумевает возможность проведения профилактических прививок в зависимости от эпидемиологической обстановки.
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет за главными государственными санитарными врачами в регионах и их заместителями право издания постановлений о профилактической вакцинации всего населения или конкретных категорий граждан. Это позволяет им принимать решение об обязательности вакцинации в условиях пандемии.
Поэтому в период пандемии COVID-19 нормативные акты, принимаемые главным санитарным врачом Российской Федерации и главными санитарными врачами регионов, имеют особое значение, что порождает вопрос о сочетании императивности (обязательности) и диспозитивности (рекомендательности) их требований.
Впервые обязательная вакцинация для отдельных категорий граждан была введена мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Московской области Андреем Воробьевым на основании постановлений главных государственных санитарных врачей. Эти постановления признали подлежащими обязательной вакцинации сотрудников, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Речь идет о работниках сферы услуг (в том числе торговли) и транспорта.
Также обязательная вакцинация распространена на государственных гражданских и муниципальных служащих Москвы, сотрудников управленческого аппарата города и подчиненных им учреждений.
Можно ли штрафовать за непривитых работников
Главные санитарные врачи по Москве и Московской области обязали организации и ИП, ведущие деятельность в перечисленных в постановлениях сферах, организовать прививочную кампанию в четыре этапа. На первом и втором этапах планировалось привить до 15 июля и 15 августа 2021 года первым и вторым компонентами вакцины от COVID-19 не менее 60% от суммарной штатной численности работников. В ходе второй волны ставилась задача привить до 1 декабря 2021 года и 1 января 2022 года 80% сотрудников. Исходя из буквального толкования постановлений, организациям требуется привить 80% работников без учета лиц, имеющих медицинские противопоказания, сотрудников младше 18 лет и болеющих в данный момент. Формулировка постановлений, по мнению авторов, позволяет включать в число привитых работников вакцинировавшихся ранее самостоятельно.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Одновременно хозяйствующие субъекты обязаны сообщать сведения о выполнении ими требований постановлений главных государственных санитарных врачей в электронном виде.
Авторы полагают, что невыполнение работодателями требований главного государственного санитарного врача об обязательной вакцинации может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Она предполагает штраф от 50 000 до 150 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 200 000 до 500 000 рублей для организации, а также приостановку ее деятельности до 90 дней. В случае смерти или причинения вреда здоровью размер штрафа увеличивается до 500 000 и 1 000 000 рублей соответственно, также возможны дисквалификация руководителей до трех лет и приостановка деятельности организации до 90 дней.
Возможность административного наказания работодателей за невыполнение контрольных цифр вакцинации, полагают авторы, противоречит принципу добровольности профилактических прививок, недопущения давления с целью получить согласие гражданина на медицинское вмешательство. Работники имеют право отказаться от вакцинации, а организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять меры негативного характера к гражданам, отказавшимся от вакцинации.
Поэтому, если работодатель принял необходимые меры по обеспечению вакцинации и информированию работников, его не следует привлекать к административной ответственности за неспособность достичь установленных властями региона показателей вакцинации ввиду отказа граждан от прививки. Работодателям следует фиксировать принятые меры по обеспечению вакцинации и информированию сотрудников и требовать от них отказ в письменном виде. «Привлечение к административной ответственности граждан за отказ от вакцинации, на наш взгляд, невозможно, поскольку право граждан на отказ от профилактических прививок безусловно», — пишут Корниенко и Самохвалов.
Последствия отказа от вакцинации
Трудовой кодекс Российской Федерации требует от работодателя отстранять от исполнения обязанностей, не допускать к их исполнению сотрудников или не принимать на работу отказавшихся от вакцинации, только если речь идет о работах, указанных в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. К другим сотрудникам такие меры применены быть не могут.
С сотрудниками, работающими по гражданско-правовым договорам, при их отказе от вакцинации договор может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств.
Практика борьбы с коронавирусной инфекцией в различных странах показывает, что в экстренных ситуациях конституционные права граждан могут быть ограничены, что отчасти ставит под сомнение принцип равенства перед законом и равенства прав граждан. В чрезвычайной ситуации право человека на охрану здоровья и на получение медицинской помощи отклоняется от траектории индивидуализма, приобретая, в свою очередь, статус особой составной ценности любого государства и гражданского общества. Данное право подразумевает как объективную необходимость гражданина в поддержании собственного здоровья на должном уровне, так и приоритет государства в отношении сохранения и укрепления его здоровья.
Москва и Московская область стали лидерами общероссийской кампании по обязательной вакцинации от COVID-19, их опыт подлежит детальному изучению и анализу, в том числе и с точки зрения права.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики