Объединение крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции привело к волатильности цен и сделало фермеров более уязвимыми. Чтобы усилить конкуренцию и снизить стоимость ресурсов, антимонопольные органы должны более эффективно сотрудничать друг с другом и с экспертными центрами, особенно в развивающихся странах.
Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС (Антимонопольного центра БРИКС) НИУ ВШЭ Алексей Иванов принял участие в двух мероприятиях Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которые прошли в Женеве. Эти встречи являются ключевыми для международного антимонопольного сообщества и традиционно собирают ведущих экспертов и представителей конкурентных ведомств со всего мира.
Сессия «Глобальные продовольственные рынки и проблемы конкуренции и потребительской политики» открыла 8-е заседание Платформы исследовательского партнерства (Research Partnership Platform UNCTAD).
На долю десяти крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в мире приходится 62% экспорта, отметил в своем выступлении Родриго Каркамо-Диаз, исполняющий обязанности руководителя Секции по реализации политики в отношении сырьевых товаров ЮНКТАД. При этом волатильность характерна для цен как на сельхозпродукцию, так и на производственные ресурсы, в частности на удобрения.
«Несомненно, на рынке присутствуют картели, и это касается не только удобрений, но и семян и агрохимикатов. Проблема в том, что взаимодействие между ведомствами идет крайне сложно, юрисдикции и характер регулирования сильно различаются. Для успешного решения этих вопросов требуется международная институциональная перестройка», — уверен Родриго Каркамо-Диаз.
В этих условиях фермеры становятся все более уязвимыми и теряют способность вести переговоры о выгодных для себя ценах, подчеркнул Алексей Иванов. Несмотря на то что фермеры являются наиболее важным элементом глобальной цепочки добавленной стоимости, антимонопольные органы зачастую не рассматривают их как жертв растущей концентрации.
При этом остро назрела необходимость трансформировать политику рассмотрения слияний, в основном в развивающихся странах. Он отметил: одна из неверных презумпций, принятых конкурентными ведомствами по всему миру, заключается в том, что антиконкурентность слияний должны доказать регуляторы. Бремя доказывания должно быть переложено на компании, уверен директор Антимонопольного центра БРИКС: пусть покажут, что этим привносят что-то ценное на рынки.
«Сегодня картелизация иногда принимает форму высокотехнологичных партнерских соглашений, на которые компании не просят разрешения антимонопольного органа. Они не оформляют совместные предприятия, они не подают данные о технологических механизмах кооперации в антимонопольные органы — и проходят мимо радаров текущих проверок слияний. Чтобы лучше понять этот тип поведения и этот тип соглашений, необходимо объединить силы антимонопольных органов и принципиально изменить конкурентную политику в этой сфере», — заявил Алексей Иванов.
Глобальная концентрация воспроизводится и на региональном уровне, отметил Саймон Робертс, профессор Университета Йоханнесбурга. Тесные олигополистические договоренности позволяют компаниям координировать свои действия без заключения явных соглашений.
По его мнению, сложные экономические модели тут не помогут — речь идет о поиске информации, о понимании того, как работают рынки. Антимонопольным органам необходимо мобилизоваться и кооперироваться, регуляторы уже не успевают за изменениями, темп которых задают корпорации.
«Мы движемся вперед недостаточно быстро, а в относительном выражении, возможно, и вовсе идем назад. Необходимо создать базу знаний по ключевым кейсам и постоянно работать с ней. Этим занимается Антимонопольный центр БРИКС, но необходимо делать это на постоянной основе и в гораздо большем масштабе», — полагает профессор Робертс.
Антимонопольные органы в развивающихся странах должны плотнее работать с экспертными центрами и друг с другом, добавила Дорис Тсепе, комиссар Комиссии по конкуренции Южной Африки. Это позволит более эффективно искать решения для усиления конкуренции в глобальных цепочках добавленной стоимости с целью обеспечения большей стабильности цен на продовольственных рынках и снижения стоимости сельскохозяйственных ресурсов.
Янис Лианос, профессор UCL, отметил особое место инноваций в регулировании конкуренции. «Boston Consulting Group в своем докладе в феврале 2022 года отметила, что к концу десятилетия синтетическая биология (SYNBio) и искусственный интеллект могут начать широко использоваться в обрабатывающей промышленности, на долю которой приходится более трети мирового объема производства. Вместе с тем на рынках сегодня мы наблюдаем большую активность по слиянию компаний, занимающихся синтетической биологией и искусственным интеллектом. Возникает вопрос о том, как бороться с такого рода инновациями. Не любой тип инноваций хорош, а только устойчивые или ответственные инновации», — полагает он.
Дина Вакед, профессор Sciences Po, рассказала о проблемах продовольственной безопасности с точки зрения развивающихся стран. Больше всего людей сталкиваются с острой нехваткой продовольствия в десяти странах Глобального Юга: Конго, Нигерия, Судан, Эфиопия, Афганистан, Йемен, Бангладеш, Пакистан, Южный Судан и Сомали.
Начиная с 60–70-х годов антимонопольные органы сосредоточились на эффективности рынка и упустили из виду многие другие показатели. Но сейчас все больше внимания уделяется структуре рынка. Дело не только в ценах, но и в том, как организованы эти рынки: все больший фокус делается на глобальных цепочках создания стоимости.
«Антимонопольные органы стран Глобального Юга активно занимаются рассмотрением поданных заявлений о слиянии, но, к сожалению, очень немногие из этих слияний блокируются. Конкурентные ведомства должны четко понимать, что некоторые из таких одобренных слияний не отвечают интересам населения ни их страны, ни других стран», — подчеркнула она.
Также в мероприятии приняли участие Натали Харсдорф-Борш, генеральный директор Федерального антимонопольного ведомства Австрии, и Лиз Колл, аналитик, основатель организации Connected Consumers (Великобритания).
Алексей Иванов также выступил модератором 4-го заседания региональных организаций, наделенных полномочиями в сфере конкуренции. Заседание было организовано Евразийской экономической комиссией в рамках 22-й сессии Межправительственной группы экспертов ЮНКТАД по законодательству и политике в области конкуренции.
К встрече присоединились представители таких организаций, как Арабская конкурентная сеть, Комиссия по конкуренции КОМЕСА, Комиссия по конкуренции UEMOA (Западноафриканский экономический и валютный союз), Региональный орган по конкуренции ЭКОВАС, Группа экспертов АСЕАН по вопросам конкуренции, Секретариат Восточноафриканского сообщества (ВАС) (The East African Community (EAC)).
Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максим Ермолович отметил, что интерес региональных организаций к мероприятию каждый год увеличивается. В настоящий момент ЕЭК рассматривает возможность запуска библиотеки кейсов, чтобы понять, как различные региональные организации работают с конкретными случаями нарушения антимонопольного законодательства.