Благодаря платформенной занятости в обществе успело вырасти поколение людей, которые не знают, что такое рабочие часы и начальники. Вместе с тем они представления не имеют также об отпуске, больничных и пенсионном страховании. Эта новая реальность меняется быстрее, чем исследователи успевают ее изучать.
В рамках стратегического проекта ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (реализуется по программе «Приоритет-2030») состоялся объединенный научный семинар «Платформенная занятость в России: динамика распространенности, ключевые характеристики занятых и вклад в занятость и доходы населения».
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что цифровые платформы должны рассматриваться не как стороны торговли, а как форма ее организации. «Фактически это посредники — те, кому участники рынка передают большие полномочия, и в этом отношении они представляют собой колоссальный инструмент экономии трансакционных издержек как по правам собственности, так и по информации. Это послужило важным ресурсом для рынка труда: платформа выступает как колоссальный ресурс развития рынка труда. Платформы дают рыночную нишу тем, кто в традиционных условиях выпал бы из рынка. Это люди, которые могут работать всего несколько часов, это производители, которые производят товары крайне узкого сегментного спроса, — они из хобби делают реально устойчивого самозанятого», — подчеркнул он.
Фото: Высшая школа экономики
Заместитель директора Института социальной политики Оксана Синявская представила результаты исследования, целью которого был анализ тенденций развития платформенной занятости в России на протяжении последних двух лет (с весны 2022-го по весну 2024-го). В этом году исследователи сфокусировались на том, как изменилась численность платформенных занятых за последние два года, а также насколько она позволяет выйти на рынок труда отдельным социальным группам и какой вклад вносит в их доходы.
«Несмотря на весь огромный пласт исследований платформенной экономики и платформенной занятости, она по-прежнему напоминает историю о мудрецах и слоне, когда все описывают некие отдельные части огромного целого, до конца не понимая ни размера этого слона, ни его контуров», — отметила она.
По данным эксперта, включенность российского населения в платформенную экономику находится на достаточно высоком уровне по сравнению с другими странами. Как показало исследование, общий охват населения в возрасте от 18 до 72 лет платформенной занятостью в 2022 году составлял 14,6%, а к 2024 году увеличился до 16%. В их числе регулярно таким образом работают 3,5% (3,7 млн человек), а эпизодически — 12,5%. Средняя длительность платформенной занятости составила 10 часов в неделю.
Фото: Высшая школа экономики
Соотношение мужчин и женщин в структуре платформенных занятых примерно одинаковое, но сохраняется четкий возрастной градиент: основной вклад принадлежит молодым людям. Значительную долю составляют студенты средних специальных образовательных учреждений и вузов.
Максимальная распространенность платформенной занятости в качестве основной наблюдается в крупных городах, а жители сельской местности чаще бывают заняты эпизодически.
Самой распространенной сферой является репетиторство и преподавание (17%), на втором месте — услуги в сфере IT (14,7%), а пассажирские и грузовые перевозки вместе с курьерской доставкой составляют лишь 13,3%.
Максимальную готовность включаться в платформенную занятость в 2022 году показывали безработные респонденты (52,2%), женщины в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком (49,3%), а также учащиеся и пока не работающие (41,4%). В 2024-м лидерами стали женщины в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком (53,1%), за ними следуют безработные (50,6%), а также болеющие или нетрудоспособные длительное время или постоянно (41,7%).
«Платформенная занятость обеспечивает возможность экономической активности группам населения, для которых трудоустройство на традиционном рынке труда по каким-либо причинам недоступно. Так, в 2024 году 36% платформенных занятых указали, что вышли на онлайн-платформы потому, что не могли найти другую работу, которую можно выполнять из дома, 34% — потому, что не могли найти другую работу с подходящим графиком, и 25% — потому, что в принципе не могли найти никакую другую работу. Среди тех, для кого платформенная занятость является основной, 46% выбрали этот формат потому, что не могли найти другую работу с подходящим графиком. Треть занятых, для которых работа через платформы является основной, вышли на них в дополнение к основной работе, а со временем полностью перешли на такой формат», — подчеркнула Оксана Синявская.
Фото: Высшая школа экономики
При этом средние оценки продолжительности рабочего времени в платформенной экономике и средние оценки месячных заработков ниже, чем на традиционном рынке труда. Однако этот вид занятости характеризуется высокой внутренней неоднородностью, в том числе с точки зрения интенсивности труда — продолжительности рабочего времени и уровня вознаграждения.
Наибольшее значение платформы имеют для групп с самыми жесткими ограничениями по графику и формату работы — для многодетных матерей и женщин с детьми младше трех лет, а также для инвалидов. Таким образом, платформы вносят важный вклад в развитие инклюзивной занятости и поддержку доходов семей с детьми.
К основным преимуществам платформенной занятости россияне относят расширение базы заказчиков за рамки своего места проживания, возможность работать из дома, гибко и автономно планировать собственный график. К основным недостаткам — отсутствие оплачиваемого больничного и отпуска, а также нестабильность заработка. При этом преимущества в их глазах значительно перевешивают недостатки.
Ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института Минфина России Дмитрий Бычков отметил, что одна из ключевых особенностей платформенной занятости состоит в том, что у таких работников по сравнению с традиционными предпринимателями отсутствуют собственные средства производства, а значит, и связанные с ними риски и ответственность. Вместе с тем, рассказал он, интервью с платформенными занятыми показали, что в российском обществе сформировалась целая категория людей, которые никогда не работали на работодателя и не представляют, что такое, например, пенсионное страхование.
«Это новая реальность, на которую мы пытаемся натянуть методологическую рамку, и сразу возникает проблема типологизации. На деле мы проецируем на них свои представления о рабочей неделе, графике, постоянной и эпизодической занятости и прочем, но там все совсем по-другому. Нам очень не хватает по-настоящему качественных исследований этого феномена, нового типа работников и нового типа занятости», — подчеркнул эксперт.