Никаких романов: образы женщин в советском военном кино

Фото: iStock
Фото: iStock

В советских предвоенных фильмах и в кинокартинах, снятых в период Великой Отечественной войны, встречаются два основных образа женщин: близкие к традиционным персонажи — верные подруги и жены фронтовиков, ждущие возвращения своих мужей с войны и работающие в тылу, — и новый тип героинь, лично участвующих в войне и разделяющих наравне с мужчинами тяготы и опасности боевых действий.

Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога провела молодежный семинар. Студентка 1-го курса магистратуры ОП «Культурные исследования» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, стажер-исследователь лаборатории Арина Горностаева (Савинова) представила доклад «Образы женщин в советском военном кино».

Арина Савинова пояснила: война в массовом восприятии ассоциируется прежде всего с мужчинами, сражающимися с врагом и погибающими на фронте. Великая Отечественная война резко изменила ситуацию: женщины в Советском Союзе не только заняли традиционные с середины XIX века женские воинские специальности медиков и связистов, но и непосредственно участвовали в боевых действиях как летчицы, снайперы и зенитчицы. В годы Великой Отечественной войны в советские Вооруженные силы было призвано более 500 000 женщин. Однако, полагает докладчица, роль женщин в войне недостаточно отражена в исследованиях о советском кино и литературе.

Арина Савинова

Она отметила: кино с самого начала войны стало важным инструментом мобилизации и одновременно отвлечения миллионов людей от трудностей повседневности. Зрители смотрят кино, чтобы увидеть образы идеальных личностей и сообществ, идентифицируют себя с ними и отчасти стремятся соответствовать им. Женские роли в отечественном военном кино можно разделить на два типа: одни — традиционные образы верных подруг мужей-воинов, чьей женственностью, красотой и чертами характера любуются и восхищаются. Исследователи кино считают это следствием лидерства мужчин в создании кинематографического нарратива, камера смотрит на главных героинь и второстепенных персонажей-женщин прежде всего мужским взглядом.   

Во многом такой взгляд был вызван сохранением патриархальности в структуре и социальных ролях в советском предвоенном обществе, где после либерализации общественного положения в 1920-е годы складывался новый канон женщины-работницы и вводился государственный контроль внутрисемейных отношений, затруднивший разводы и запретивший аборты.   

Фото: iStock

При этом в большинстве советских фильмов 1930–1940-х годов, особенно касающихся военной темы, герои опасаются проявлять личные чувства. Это сближает их с некоторыми жанрами фантастического кино, где муж и жена редко показывают близость, изображаются асексуальными, поскольку в понимании авторов чувства препятствуют техническому прогрессу и преодолению внешних угроз. Отсутствие близких отношений в этих картинах связано с компетентностью и героизмом.

Эта линия прослеживается и в советских фильмах, где утверждается: война — не место для любви. Одна из героинь фильма «Небесный тихоход» (режиссер Семен Тимошенко, вышел на экраны в 1946 году) говорит: «Во время войны только финтифлюшки романами занимаются». Любовь приостанавливается на период боевых действий, или герои встречаются и влюбляются после войны.

Однако по мере продолжения войны, когда женщин стали чаще призывать в армию и использовать на боевых должностях, образ женщины-пилота, -бойца, -командира распространяется шире. 

Первым примером подобного образа, полагает Арина Савинова, можно назвать фильм «Фронтовые подруги» (режиссер Виктор Эйсымонт), вышедший в 1941 году, но рассказывающий о Советско-финляндской войне 1939–1940 годов. Героиня Наташа, верная девушка, идет служить медсестрой в госпиталь, чтобы быть ближе к жениху, воюющему на фронте. Она ему предана весь фильм, хотя ухаживает за влюбленным в нее раненым разведчиком, а потом берет в руки оружие, идет мстить за погибшего жениха (затем выясняется, что сведения о его смерти ошибочны) и получает ранение.

Кадр из фильма «Фронтовые подруги». Фото: wikipedia.org

Наташа выглядит идеальной героиней, женщиной, преданной своему жениху и верно служащей Родине, защищающей раненых с риском для жизни. В фильме ей противостоит другой персонаж — легкомысленная девушка, которая, служа в госпитале, едет кататься с малознакомым военным на машине. Большинство медсестер ее осуждают за роман на войне, хотя она честно исполняет свои обязанности. 

Фильм «Жди меня» (режиссеры Борис Иванов и Александр Столпер) — военная мелодрама. Ее главные герои — летчик Николай Ермолов (Борис Блинов) и его жена Лиза (ее сыграла знаменитая актриса Валентина Серова), которая не верит сообщению друга, фронтового корреспондента Михаила Вайнштейна, о гибели мужа и работает на заводе по вечерам, чтобы отвлечься от мрачных мыслей. Она обращается к портрету мужа за советом, как поступить в той или иной ситуации. В ее восприятии ключ от дома, взятый мужем на фронт, — символ его возвращения. Ее антипод в фильме — Соня, которая не особо ждет мужа, ходит на танцы, встречается с мужчинами и, кажется, не вполне верит, что ее муж остался в живых. Когда муж Сони возвращается с фронта, он разрывает отношения с ней, а Лиза представляется идеалом преданной жены. 

Некоторые исследователи видят в этих фильмах отражение концепции советского народа как большой семьи, в которой все граждане — дети руководителя/вождя. Не случайно у Ермолова в партизанской землянке висит портрет Сталина. Чем ближе к концу 1940-х, тем больше изображений вождя на войне.

Другой яркий пример скорее патриархального подхода — фильм «Небесный тихоход», снятый уже в конце войны, где три друга-летчика обещают друг другу, что не будут устраивать личные отношения, пока не кончится война.

Главного героя фильма, летчика-истребителя майора Булочкина (Николай Крючков), отправляют после ранения в эскадрилью самолетов По-2, где служат женщины-летчицы, он входит в дом, где они живут, видит атрибуты дамского быта и оказывается в сложной ситуации.

Булочкин влюбляется в Валентину (Алла Парфаньяк), самую женственную из пилотов особой эскадрильи, но их отношения развиваются уже после войны. Это кино, по мнению Арины Савиновой, отражает концепцию «мужского взгляда». Валентина не замечает, что ею любуется Булочкин. Героини фильма — летчицы, они имеют собственную агентность и действуют активно, но главные задачи выполняют мужчины. 

По-иному выстроен сюжет фильма «Она защищает родину» (режиссер Фридрих Эрмлер, премьера состоялась в мае 1943 года). Прасковья Лукьянова (Вера Марецкая) — счастливая мать и жена, но война отбирает у нее счастливую повседневность: в первый день войны погибает муж, вошедшие в село гитлеровцы убивают маленького сына. Она уходит в лес, становится командиром партизанского отряда и сражается за Родину, мстит врагам за гибель мужа и сына. Став партизанкой, она во многом теряет женские черты, отчасти становится похожей на монахиню.

Кадр из фильма «Она защищает Родину» режиссёра Ф. М. Эрмлера. Фото: wikipedia.org

В фильме Льва Арнштама «Зоя» о подвиге Зои Космодемьянской (премьера — в 1944 году) главная героиня (ее сыграла Галина Водяницкая) — школьница, надевшая вскоре после начала войны форму. Она острижена под мальчика, действует активно и сопротивляется врагу. Героиня всегда изображается выше врага, смотрит на него непоколебимым взглядом и выглядит сильным человеком, лишенным женских черт, ее принять можно и за мальчика. 

По мнению докладчицы, женщина в советских военных фильмах 1941–1945 годов выглядит прежде всего преданной женой и невестой, которая служит и своей стране. Образы сильной женщины, наделенной собственной агентностью, встречаются реже. Причем, чтобы приобрести ее, героиня теряет женственность и становится похожей на мужчину. 

Доцент Института классического Востока и античности факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Можган Самади полагает, что темы любви и войны сочетаются во многих произведениях. Она напомнила пример «Войны и мира» Льва Толстого, где любовь Андрея Болконского и Наташи Ростовой разворачивается на фоне войны 1812 года и смерти. Эта линия, полагает Можган Самади, ярко проявляется и во «Фронтовых подругах».  

Главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога профессор НИУ ВШЭ Ирина Лагутина подчеркнула важность изучения концепции советского народа как большой семьи, в том числе тех работ, где исследуется образ Зои Космодемьянской как дочери Сталина.

Отвечая на вопрос HSE Daily о героинях-воинах, Арина Савинова отметила, что они связаны с образом Анки-пулеметчицы из легендарного фильма «Чапаев».

В завершение семинара Ирина Лагутина поблагодарила докладчицу и участников за интересное сообщение и содержательное обсуждение.

Дата публикации: 09.08.2024

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: