Профессия продакта возникла относительно недавно, но без нее современный мир уже непредставим. В условиях непрерывного роста IT-сферы и высокой конкуренции невозможно не развивать уже имеющиеся продукты. Как работают продакты, какие ключевые навыки и умения им важны и за счет чего успешные идеи превращаются в потребительские решения, рассказал преподаватель магистерской программы «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика» НИУ ВШЭ, CPO MTS Pay Антон Бут на одном из вебинаров для абитуриентов «Карьера современного продакта: как попасть в индустрию, как быстро вырасти и что изучать».
Продакт, или продакт-менеджер, — это специалист, который занимается планированием, разработкой и запуском продукта или услуги, а также придумывает новые функции, продолжая работать над продуктом после его появления на рынке.
Чтобы у любой компании, как давно существующей, так и только возникшей, было будущее, нужен человек, обладающий видением стратегии, который при этом сможет организовать работу, расставить приоритеты. Этим человеком и является продакт, поясняет Антон Бут.
Продакт следит за тем, чтобы продукт развивался, удивлял и радовал потребителя, поддерживая его конкурентную привлекательность на основе пользовательского опыта, а также за тем, чтобы процесс разработки улучшений не был похож на хаос.
Антон Бут — CPO (Chief Product Officer), директор по продукту MTS Pay. Прошел путь от маркетолога до продакта одного из крупнейших финтех-продуктов в стране (3+ млн пользователей, 50+ сервисов). Работал в сервисе «Островок». Преподаватель магистерской программы НИУ ВШЭ «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика».
Продакта, подчеркивает Антон Бут, от представителей всех остальных тесно связанных с IT профессий отличают два принципиальных момента.
- Во-первых, не технический, а значительно более гуманитарный характер работы.
Там, где условный фронтендер (тот, кто создает пользовательский интерфейс) или таргетолог (тот, кто отвечает за создание алгоритмов, которые будут демонстрировать пользователю контент, соответствующий его интересам) будут сидеть, устремившись в глубины переплетений строк собственного кода, выискивая, порою тщетно, ошибку, не дающую программе запуститься, продакт будет спешить со встречи с SEO, где они согласовывали свои видения результата, на летучку, где он должен организовать работу команды, не давая ей погрязнуть в бессмысленных попытках реализовать все фичи разом.
Но не стоит полагать, что продакт может обойтись совсем без понимания кода. Эти знания ему необходимы в работе с командой, чтобы иметь возможность самостоятельно оценить результаты подчиненных и ставить им адекватные цели, а также при взаимодействии с руководством, при котором важно уметь бегло оценить сложность его затей и быстро сделать вывод об их целесообразности.
Однако, несомненно, софт-скилы для продакта важнее, чем хард-скилы, ведь главная его обязанность — объединить усилия разных структур в компании и внутри команды для достижения цели. Его функция — не давать руководству и программистам браться за все задачи разом.
- Во-вторых, что особенно приятно, у продакта нет зарплатного потолка.
Если в начале карьерного пути зарплата джуна сравнима со ставкой того же маркетолога, то с ростом квалификации любой айтишник рискует рано или поздно упереться в потолок, ведь людей, способных хорошо писать код, много, а суперпрофессионалы нужны далеко не каждой компании.
Карьера продакта, начинаясь с управления небольшими группами из нескольких человек, которые реализуют одну незаметную фичу, вполне может привести его в руководство сначала отдела, а затем и всей компании.
Также стоить отметить, что если у бэкендера (разработчика серверной части IT-продукта) достаточно конкурентов, то на продактов спрос только растет, особенно этот рост усилился на фоне резкого всплеска миграции в последние годы.
Мало быть толковым специалистом, подчеркивает Антон Бут, не менее важно для успешной карьеры уметь правильно себя презентовать компании, продемонстрировать, почему именно ты — тот, кто им нужен.
Для этого на собеседовании стоит говорить не об обязанностях на прошлом месте работы и не о том, что ты можешь сделать. Необходимо продемонстрировать уже имеющиеся достижения, показать результаты своей работы и быть способным объяснить их релевантность для данной компании. Конечно, на собеседовании важно помнить банальную истину: уверенность располагает, поэтому важно подавить в себе волнение до встречи с HR и не бояться демонстрировать в разговоре инициативу, подчеркивает эксперт.
Магистратура «Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика» уже 5 лет готовит руководителей для коммуникационной индустрии. Здесь учат управлению продуктом, проектами, данными в цифровых экосистемах и крупных корпорациях. Студенты программы изучают современные технологии, анализ данных и искусственный интеллект в коммуникациях.