Павел Аптекарь: «Мы идем смотреть Чапаева»

Фото: YouTube
Фото: YouTube

90 лет назад, 7 ноября 1934 г., на экраны вышел фильм Георгия и Сергея Васильева «Чапаев». Восторженное восприятие кинокартины объясняется необычным для тех лет описанием событий гражданской войны и близкими и понятными простым кинозрителям героями фильма, отражавшими настроения и переживания миллионов советских людей. О том, почему «Чапаев» стал редким примером совпадения государственного заказа на «правильное» освещение истории и массового запроса на народного героя, рассказывает историк и журналист Павел Аптекарь.

Планы экранизации романа «Чапаев» появились у его автора, бывшего комиссара 25-й стрелковой дивизии Дмитрия Фурманова, вскоре после завершения романа. Эскизы киносценария, обнаруженные в архиве писателя, датированы 1924 г., но в тот момент ему не хватило времени и сил, чтобы «пробить» кинокартину. Впрочем, то, что кино по мотивам романа сняли спустя 10 лет после первых авторских набросков, безусловно, к лучшему, поскольку «немая» версия фильма была бы совсем иной и, вероятно, не обернулась бы триумфом.

В 1933 г. режиссеры «Ленфильма» Сергей и Георгий Васильевы (однофамильцы, а не братья) получили сценарий жены писателя Анны Фурмановой о героическом пути Чапаева и его соратников. Он заинтересовал режиссеров, но не устроила версия, где главным героем был комиссар, а не начдив-самородок. Режиссеры глубоко переработали материал и в конце 1933 г. подали заявку на съемку фильма «о руководящей роли партии в эпоху становления Красной армии». Авторы сценария не без труда убедили руководство «Ленфильма» снять звуковой, а не немой фильм. Одним из решающих доводов стало стремление ярче отразить батальные сцены и показать глубину диалогов Чапаева с соратниками. 

Впрочем, спорами о звуковом оформлении дело не обошлось. В 1930-е годы кино было «важнейшим из искусств», выполнявшим комплекс важнейших государственных задач. Кинофильмы отвлекали миллионы зрителей от повседневных тягот, погружали их в мир видимого благополучия, знакомили с достижениями отечественной и мировой культуры и воспитывали эстетический вкус и культуру взаимоотношений. Одновременно советское кино эмоционально индоктринировало зрителя доступным для малообразованной в большинстве своем аудитории языком и закрепляло работу пропаганды. Вопрос выхода кинокартины в широкий прокат решался тогда в Политбюро, причем последнее слово нередко оставалось за первым лицом. Чувство юмора и личные предпочтения Генсека могли вернуть на большой экран фильм, забракованный чиновниками. Реакция Сталина и наркома обороны Клима Ворошилова дала, например, зеленый свет комедии «Веселые ребята», не понравившейся партийному куратору кино Андрею Жданову. Позднее благосклонность Леонида Брежнева в 1960-1970-е гг. решила судьбу американской комедии «В джазе только девушки» и «Белого солнца пустыни». 

Первый вариант сценария Васильевых, представленный Сталину, не устроил вождя, пожелавшего увидеть в картине больше романтики и простых человеческих отношений. Образ Анки-пулеметчицы появился в фильме по его предложению. Новый сценарий с любовной линией Сталин одобрил. 

Заявку утвердили, режиссеры приступили к подбору актеров. Борису Бабочкину первоначально предназначали роль Петьки, но актер продолжал репетировать роль Чапаева и настолько вжился в его образ, что после проб Бабочкина его утвердили на главную роль. Роль Петьки перешла к Леониду Кмиту. Фурманова сыграл актер Ленинградского ТЮЗа Борис Блинов, а обладателю внешности дореволюционного интеллигента Иллариону Певцову доверили роль главного противника Чапаева полковника Бороздина. Анкой-пулеметчицей стала Варвара Мясникова, будущая добрая фея в «Золушке». В съемках участвовал юный Георгий Жженов. Георгий Васильев отметился в первой шеренге офицерского полка, идущего в психическую атаку.

Сроки оказались довольно сжатыми, бюджет фильма невелик. Чтобы сократить расходы, творческая группа отправилась в район Калинина, на полигонах 48-й стрелковой дивизии и кавалерийской школы снимались «психическая атака» каппелевцев, нападение казаков на Лбищенск и другие батальные сцены. Съемки фильма не обошлись без шероховатостей. Сцену гибели Чапаева, снимавшийся в прохладную погоду, пришлось неоднократно дублировать. Борису Бабочкину много раз погружался в холодную волжскую воду и грелся между заплывами водкой. Актер получил язву желудка, которой страдал до конца жизни.

Василий Иванович Чапаев. Фото: Википедия

«Чапаев» отличался от многих картин тех лет, посвященных гражданской войне, уважительным отражением противоположной стороны. Илларион Певцов создал образ тонкого и глубоко переживающего драму войны «старого офицера», для которого победа противника означает крах не только карьеры, но и устоев его жизни. Чапаеву и его соратникам приходится сражаться и с убежденными противниками, готовыми, как и чапаевцы, умереть на поле боя во имя своей идеи. Начдив в фильме отмечает доблесть и боевые достоинства каппелевцев. В середине 1930-х, когда вождь сказал, что «врага надо не изучать, а бить», такое отношение выглядело рискованным. 

Во время первого просмотра «Чапаева» с участием высокопоставленных партийных и государственных работников в конце лета 1934 г. тогдашний руководитель советского кино Борис Шумяцкий покинул зал, не сказав режиссерам ни слова. Вероятно, он опасался, что фильм обвинят вслед за пьесой «Дни Турбиных» в восхвалении белогвардейцев и примут оргвыводы. Есть легенда, что «Чапаева» спасла реакция членов ЦК красных конников, председателя Реввоенсовета Климента Ворошилова и командарма Семена Буденного, которые отреагировали на сцену психической атаки словами «Красиво идут, черти!» 

Решающим был день 4 ноября 1934 года, когда «Чапаева» показали Сталину, Вячеславу Молотову, Ворошилову и председателю Центрального исполнительного комитета Авелю Енукидзе. «Я волновался отчаянно за оценку всей картины в целом... начиная с первой сцены «А как думает комиссар», стала складываться положительная оценка... Когда лента заканчивалась, И.В. поднялся и, обращаясь ко мне, заявил: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он — хороший подарок к празднику. При представлении И.В. и другие хвалили работу как блестящую, правдивую и талантливую...», — писал после высочайшего просмотра Шумяцкий. 

Слаженная и вдохновенная работа режиссеров и актеров помогла создать яркое произведение искусства, признанный шедевр, ставший одной из визитных карточек советского кино. Ряд эпизодов стал классикой отечественного и мирового кинематографа: «психическая атака» белых и контратака чапаевцев, которых ведет вперед начдив «на лихом коне», и гибель главного героя в Урале. Лаконичный (вчетверо короче расстрела на лестнице в «Потемкине») и выразительный эпизод вошел в учебники киноискусства. Но не только. Это сцена, где Чапаев разъясняет комиссару место командира в различные моменты сражения с помощью картошки и чугунка, и руководит боем на тачанке, с которой разит врага из пулемета его верный адъютант. 

Первый показ «Чапаева» 7 ноября 1934 года начал триумфальное шествие фильма по всему Союзу, но не обошлось без мелких шероховатостей. Через три дня после премьеры, 10 ноября, критик Хрисанф Херсонский написал в «Известиях»: «В фильме очень неуверенно, неполно и поверхностно показан Фурманов – представитель партии, воспитывавшей чапаевых...» Однако Иосиф Сталин заметил: «Ох уж эти критики. Такие вещи пишутся неспроста. Они дезориентируют». В присутствии Шумяцкого он переговорил с главным редактором «Правды» Львом Мехлисом и пообещал, что уже 12 ноября в главной газете страны появится статья с «правильной ориентировкой». 

Нетрудно догадаться, что через считанные дни мнение журналистов о фильме резко изменилось: «Всем, всем, всем нужно посмотреть эту картину», а 21 ноября высказалась и «Правда»: «Чапаева» посмотрит вся страна». Политбюро требовало от Шумяцкого изготовить максимально возможное число копий. Когда вожди узнали, что звуковой вариант «Чапаева» невозможно показать во многих кинотеатрах из-за отсутствия нужной аппаратуры, они потребовали ускорить ее производство и закупку за рубежом. Также начальнику управления кино поручили создать «немой» вариант фильма. По свидетельству Шумяцкого, главный кинозритель и кинокритик страны Иосиф Сталин к марту 1936 г. посмотрел его 38 (!) раз. Впрочем, вождь и учитель выделял «Чапаева» не только числом просмотров. Этот фильм был единственным, упомянутым Сталиным в декабрьской статье, посвященной 15-летию советского кино, его режиссеры, Георгий и Сергей Васильевы, стали первыми кинематографистами, удостоенными ордена Ленина. Весной 1936 г., когда советские газеты восторгались премьерой «Мы из Кронштадта», Сталин заметил: «Картина сильная, хорошая, но не «Чапаев» и назвал последний «лучшим фильмом». 

В. И. Чапаев в группе комсостава Красной гвардии. Фото: Википедия

Горожане и жители деревни заполняли места в кинотеатрах и клубах. До конца 1930-х гг. фильм посмотрели по разным оценкам от 45 до 60 миллионов человек. Кинохроника запечатлела колонны зрителей, шествующих под транспарантами «Мы идем смотреть «Чапаева»». Школьники и студенты экономили на завтраках и мороженом, чтобы похвастаться перед друзьями, что обогнали их по числу просмотров. 

 Любовь к фильму и его главным героям породили умело выстроенная драматургия и образы Чапаева и его соратников, близкие массовому зрителю 1930-х годов, как правило, человеку малообразованному и малосведущему в истории гражданской войны. Чапаевцы выглядят бесхитростными, похожими на сидящих в зале. Один из режиссеров, Сергей Васильев, писал: «Если зритель не подражает нашему герою, картина теряет свою ценность… Когда действуют Петька или Чапаев, зритель чувствует их близкими самому себе, чувствует в них таких же людей, как он сам..» 

 Другой важнейший секрет успеха – нестандартная манера представления героев. Они говорят простым и ярким языком, легко и с удовольствием воспринимаемым зрителем. В «Чапаеве» также много комедийных сцен. Кровавые будни гражданской войны с ее смертями, болезнями, голодом и грабежами предстают едва ли не карнавалом. Простые люди, освободившись от привычных будничных обязанностей, превратились в героев. Яркая утопия оказалась востребованной в повседневной советской жизни. 

Тем самым «важнейшее из искусств» отвлекало миллионы людей от стресса ситуации рубежа 1920-х – 1930-х гг., когда десятки миллионов крестьян вынуждены были переселиться в город и резко поменять образ жизни, лишившись личного пространства. Этот постоянный стресс нужно было как-то компенсировать. Вместе с водкой, производство которой в начале 1930-х годов существенно выросло, кино должно было смягчить последствия острой травмы коллективизации и формировать мировоззрение советских людей, особенно молодежи. Образ бесшабашных и одновременно преданных большевикам Чапаева и его соратников был идеальным в этой конструкции. 

 Картину моментально «разобрали» на цитаты, вербальные и образные. На сообщение перешедшего к красным ординарца Бороздина Михалыча о будущей психической атаке уверенный в себе Чапай невозмутимо реагирует: «Психическая? Ну, хрен с ней — давай психическую». В сцене обсуждения будущей операции герой резюмирует: «Так. Ну, на то, что вы тут говорили, — наплевать и забыть. Теперь слушай, чего я буду командовать». А вот обиженные грабежом крестьяне идут жаловаться к начдиву: «Да, вот хреновина. Ну прямо карусель получается. Белые пришли — грабють, красные пришли — тоже грабють. Ну куда крестьянину податься?» Строгий и справедливый Чапаев распоряжается выплатить крестьянам стоимость взятой у них провизии. Другой символ картины: Чапаев объясняет с помощью картошки и чугунка место командира в бою в разных ситуациях.

«Чапаев» — один из уникальных эпизодов в истории отечественного и мирового киноискусства, совпадения госзаказа с массовым запросом на образ народного героя. Яркий образ начдива на лихом коне (притом, что Чапаев в действительности не мог управлять лошадью из-за тяжелого ранения на первой мировой) и других героев оказался более близким и понятным, чем их реальные прототипы. 

Накануне войны нескольким сотням детей и взрослых показали снимки Василия Чапаева времен гражданской войны и исполнителя его роли актера Бориса Бабочкина. Большинство опрошенных уверенно указали на Бабочкина как на «настоящего» Чапая и не узнали на фото исторического героя. Тогда же, как утверждают фольклористы, появился и первый анекдот. На вопрос к зрителям, зачем они многократно смотрят фильм, следовал парадоксальный ответ: «Ждем, когда выплывет». 

 Советские дети играли в «Чапаева» также как американцы — в ковбоев и индейцев, а дореволюционные российские — в казаков и разбойников». Всенародная любовь к Чапаеву и фильму не угасала многие годы. Американские социологи описывали любопытный феномен: эмигранты третьей волны, покинувшие СССР в послевоенные годы и не испытывавшие симпатий к Советской власти, тем не менее любили смотреть «Чапаева». 

 Отношение к Чапаеву и его подвигам, реальным и созданным творческими усилиями Фурманова и братьев Васильевых, менялось с годами. Картины гражданской войны, ее сражений и тыловой повседневности потускнели в массовом сознании после Великой Отечественной. Ее события и герои оставались в послевоенный период одной из тем советского кинематографа, но также уступили первое место фильмам о Великой Отечественной. 

Памятник В. И. Чапаеву в Самаре. Фото: Википедия

В постсоветский период Чапаев оказался в тени внимания историков и публицистов. Авторов больше интересовали ранее неизвестные и малоизученные фигуры белых лидеров и военачальников, вождей повстанческих крестьянских и национальных движений, а также красных командиров, часть которых (Борис Думенко, Филипп Миронов и др.) были реабилитированы только во второй половине 1980-х гг. 

Превращение исторического героя, храброго солдата, искусного командира и неординарного человека Василия Чапаева в легенду обернулось по мере деидеологизации и растущей общественной индифферентности в один из самых широких и масштабных циклов отечественного анекдота. Народная ирония противостояла фальшивому пафосу, дополняя мифический образ героя чертами обывателя. Причем анекдот отражает любовь к Чапаеву, создает новый виток мифологии. Трагический финал с попыткой Чапаева переплыть Урал породил анекдот, в котором Петька, находясь рядом с начдивом, жалуется на усталость. Метров за 20 до берега рассерженный Чапай говорит: «Не можешь дальше, поплыли обратно!» Другой скетч высмеивает встречи детей с ветеранами. В школу приходит «человек, видевший Чапаева». «Дедушка, а как Вы Чапаева видели в последний раз?» — «Лежу за пулеметом, вижу человек по реке плывет, а я по нему тра-та-та!» 

А легендарный фильм вошел в современную литературу. Ключевой персонаж написанной в начале 1990-х пьесы Олега Данилова «Идем смотреть «Чапаева» инженер Евгений Тимошин призывает своего собеседника: «Не переживай, Палыч! На тебя сейчас психическая атака идет в чистом виде, а ты — надейся! Надейся, и всё тут! Прискачет всадник, и что-нибудь обязательно случится...» Герой романа Захара Прилепина «Санькя», бунтарь и левак, случайно включает телевизор в момент демонстрации «Чапаева». «Саша, зная его наперед почти дословно… смотрел жадно, ловя каждый жест. И когда, в самый замечательный момент фильма, Чапай вылетел на коне, в развевающейся бурке, навстречу противнику, во главе краснознаменных, диких, красивых, с шашками наголо… он вдруг разрыдался и плакал счастливо, чисто и нежно, не в силах остановиться».

Фильм Сергея и Георгия Васильева «Чапаев» создал миф и сам стал легендой. Миф отчасти развенчан историками, но кинокартина и яркая работа сценаристов и актеров остаются частью отечественной истории и культуры. 

Дата публикации: 07.11.2024

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: