Рост стоимости экспорта, сокращение импорта, ограничительные меры Банка России на валютном рынке привели к укреплению рубля. С середины апреля национальная валюта показывает восходящую динамику, послабления регулятора в конце мая ее пока несильно изменили. Что означает эта тенденция для экономики, каким может быть прогноз на ближайшее будущее, HSE Daily рассказала Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» ВШЭ.
Номинальный курс рубля определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке, которое, в свою очередь, зависит от состояния платежного баланса и политики Банка России. После шокового эффекта в конце февраля 2022 года, приведшего к ослаблению рубля до 120 рублей за доллар в первой декаде марта, началось постепенное укрепление национальной валюты — до 56 рублей за доллар в конце мая. Динамика предложения валюты связана с экспортом. За первый квартал текущего года стоимость экспорта товаров и услуг, около половины которого приходится на углеводороды, выросла до 157 млрд долларов. Это на 50% выше, чем годом ранее. Рост стоимости экспорта обусловлен возросшим мировым спросом, сопровождавшимся ростом мировых цен. В марте «добровольное» нефтяное эмбарго со стороны крупнейших энергетических компаний и отдельных стран (США, Канады, Великобритании, Австралии) еще не повлияло на физические объемы экспорта. В апреле 2022 года средняя цена на нефть Urals снизилась по сравнению с мартом, но все равно составила 76 долларов за баррель, то есть на 21% выше, чем в апреле 2021 года.
В условиях «заморозки» международных резервов РФ и санкций против крупнейших российских банков решения Банка России, с одной стороны, способствовали росту предложения и удержанию валюты в стране (это введение 80% норматива продажи экспортной выручки, который в мае был снижен до 50%, ограничений на вывод капитала и продажу валюты), а с другой стороны — ограничению предложения рублей и удержанию в банках рублевых сбережений за счет повышения ключевой ставки. Снижению спроса на валюту способствовало резкое сокращение импорта (по экспертной оценке, на 30% в марте по сравнению с февралем), которое стало следствием санкционных ограничений против отдельных его видов, логистических проблем, а также проблем с проведением платежей. Свой вклад в этот процесс вносит и уход иностранных компаний, занимающихся торговлей или производством товаров и услуг с высокой долей импортных компонентов.
Многочисленные ограничения на товарные и финансовые потоки существенно снизили значимость курса рубля как фактора, определяющего конкурентоспособность российских товаров по сравнению с импортными. В этих условиях укрепление курса прежде всего снижает издержки приобретения импортных товаров, несколько компенсируя предприятиям и населению возросшие издержки преодоления неформальных санкций и логистических барьеров. В целом значимость динамики курса для населения снизилась из-за сокращения спроса на зарубежные поездки и введения валютных ограничений. Вместе с тем наличная валюта остается одним из важных инструментов сбережений в условиях неопределенности санкционного режима и экономической ситуации. С точки зрения доходов экспортеров, а также бюджетной сбалансированности более слабый курс — в диапазоне 80–85 рублей за доллар — был бы предпочтительнее.
Стоит отметить, что при сохранении существенных формальных ограничений на валютные операции, в частности на свободную куплю-продажу доллара и евро, неизбежно формирование черного рынка валюты, поскольку всегда существуют потребности людей, выходящие за рамки таких ограничений. В том числе они связаны с необходимостью ввоза импорта по неформальным каналам. Однако значимость черного рынка и, соответственно, его маржа снижается по мере смягчения ограничений на продажу наличной валюты банками.
Делать сейчас прогнозы, в частности, относительно курса рубля чрезвычайно рискованно в силу многих неэкономических и субъективных факторов, которые на него влияют. Однако в ближайшее время скорее можно ожидать некоторого ослабления рубля в связи с постепенным сокращением спроса на российские углеводороды из-за долгосрочных решений США и ЕС о снижении зависимости от российских нефти и газа. В то же время влияние действий Банка России на динамику курса будет оставаться большим. Из мер, способствующих повышению спроса и снижению предложения валюты, можно назвать постепенное снижение ключевой ставки (что и произошло 26 мая, когда ЦБ «уронил» ее с 14 до 11%), а также смягчение ограничений на наличные операции с валютой и валютные переводы за рубеж.
Фото: Высшая школа экономики