Профицит федерального бюджета России за январь — апрель 2022 года составил 1,04 трлн рублей. Однако в соответствии с консенсус-прогнозом института «Центр развития» ВШЭ год в целом будет сведен с дефицитом в 1,5% ВВП. Это связано прежде всего с ростом расходов государства на поддержку населения и экономики в условиях санкций.
По предварительным данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь — апрель текущего года сформировались в объеме 10 трлн рублей, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 года. В эти же месяцы расходы выросли в номинальном выражении на 26% (год к году), в неизменных ценах — на 11%, в апреле — на 38%, в том числе расходы на национальную оборону — в 2,5 раза, говорится в очередном выпуске бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе» «Центра развития».
При этом нефтегазовые доходы, основную часть которых составляет НДПИ на нефть и природный газ, увеличились за первые четыре месяца на 91%. А в апреле — более чем в два раза, несмотря на продажу нефти за рубеж с существенным дисконтом к мировым ценам.
В течение последующих месяцев 2022 года в случае усиления санкций возможно сокращение экспорта углеводородов и экспортных цен, а вслед за этим — и объемов добычи нефти и газа, полагают авторы бюллетеня Андрей Чернявский и Николай Кондрашов.
Поступления ненефтегазовых доходов федерального бюджета в январе — апреле 2022-го выросли (год к году) на 5,5%. Но в апреле 2022 года они сократились почти на 20%, и авторы на этом основании делают вывод о существенном сокращении налоговых поступлений, связанных с импортом. НДС на импорт сократился в апреле на 36% (год к году), поступления от ввозных пошлин — на 43%. Такое сокращение обусловлено не только сокращением импорта, но и резким укреплением рубля. В целом же за январь — апрель НДС на импорт вырос (год к году) на 6,4%, ввозные пошлины сократились на 3%, обращают внимание авторы исследования.
Расходы федерального бюджета в январе — апреле составили почти 9 трлн рублей, в номинальном выражении их прирост (год к году) — 26%, в неизменных ценах — 11%. В апреле темп их роста резко ускорился, объем достиг 3,1 трлн рублей, прирост — 38% (год к году). При этом по отношению к марту расходы выросли на 33%. Наиболее высокими темпами росли расходы на национальную оборону — в 2,5 раза, на национальную экономику и социальную политику — на 55%. А вот расходы на охрану окружающей среды и здравоохранение сократились.
Таким образом, положительный баланс федерального бюджета за январь — апрель 2022 года превысил 1 трлн рублей при апрельском дефиците в размере 263 млрд рублей. И этот дефицит связан, полагают авторы, прежде всего с быстрым ростом расходов, незначительными (в силу сезонных особенностей) поступлениями по внутреннему НДС и сокращением поступлений налогов на импорт. Очевидно, что запланированные на 2022 год доходы и расходы федерального бюджета, составляющие соответственно 25 и 23,7 трлн рублей, будут пересмотрены.
В соответствии с последним консенсус-прогнозом «Центра развития» дефицит федерального бюджета в 2022 году составит 1,5% ВВП.
Фото: Высшая школа экономики
Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник «Центра развития» ВШЭ
«Какими будут бюджетные расходы и доходы в конце 2022 года и в следующем, зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. По нашим оценкам, федеральный бюджет текущего года будет исполнен с большим дефицитом — на уровне 3,85 трлн рублей, или 2,7% ВВП. Вероятно, дефицит будет и в следующем году.
Прогнозировать доходы и расходы бюджета сложно, мы находимся в очень неопределенной ситуации: мы не знаем, как будет развиваться санкционный режим, какой будет реакция Российской Федерации в качестве ответных мер, какие решения будут приняты в области кредитно-денежной политики. Неясно, как будут формироваться нефтегазовые доходы, которые играют большую роль в формировании бюджетных доходов, как на них повлияет возможное эмбарго на экспорт энергоносителей.
Вероятно, в условиях проведения специальной военной операции и санкций потребуются дополнительные расходы, понадобятся законодательные решения, нужно будет вносить поправки в закон о бюджете. Расходы будут увеличиваться из-за мер по поддержке экономики, социальные расходы будут пересматриваться из-за роста инфляции. Уже сейчас принято решение о повышении пенсий.
От бюджетного правила уже отказались, это дает дополнительные ресурсы для расходов. Мы будем тратить дополнительные нефтегазовые доходы, но этих ресурсов тоже может не хватать. Возможно, придется опираться на средства ФНБ».
Фото: iStock