С умением слушать ароматы и наслаждаться ими в Китае связывали уровень нравственных качеств человека. С их помощью воспитывали сознание и психику, работали над навыками сосредоточения и релаксации. Культура благовоний в древности была частью стиля жизни каждого образованного человека. В НИУ ВШЭ прошел научно-методологический семинар секции исследований Китая школы востоковедения.
Заведующая кафедрой востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Елена Войтишек рассказала об ароматической культуре Китая, изучению которой она посвятила более 20 лет. Итоги этой работы она представила в монографии, адресованной востоковедам, специалистам в области культурной антропологии, этнологии, литературы, искусствоведения и истории культуры, а также всем, кто интересуется восточными духовными практиками.
Елена Войтишек, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Культура ароматов сопровождала историю Китая с глубокой древности, ее истоки связаны с возжиганием растительного сырья еще в эпоху неолита, рассказала Елена Войтишек. Эта культура пережила эпохи зарождения, становления и расцвета, пришедшиеся на 960-1368 гг. За несколько тысячелетий накоплен колоссальный опыт использования ароматического сырья — растительного, минерального и животного происхождения, изучены свойства отдельных благовоний и их сочетаний. Были написаны тысячи трактатов и справочников, составлены подробные классификации, выработаны принципы религиозных культов и обрядовых практик.
Вместе с изобретением техники смешивания ароматического сырья и специй развивается искусство изготовления всевозможных курильниц и разнообразного инструментария для церемонии воскуривания ароматической древесины.
Одновременно с прикладным значением благовоний развивалось и эстетическое отношение к ароматам. В Китае много внимания уделяли вопросу развития нравственных качеств человека, воспитанию его сознания и психики, распространению и пропаганде «элегантного стиля жизни», подразумевающего умение наслаждаться ароматами. Искусство составления благовоний стало условием для украшения жизни и формирования высоких душевных качеств образованного человека, говорит автор исследования.
После периода упадка, в котором культура благовоний находилась в первой половине XX века вместе с политической и социальной турбулентностью, начался период подъема. А сегодня ценители традиционной культуры прилагают серьезные усилия для восстановления национальных традиций: за последние годы упрочили свои позиции фестивали традиционных искусств и ремесел, ежегодные передвижные выставки каллиграфических и живописных работ. Создаются ассоциации и тематические объединения, которые служат платформой для распространения и пропаганды культуры благовоний. Такие организации созданы как на территории материкового Китая (например, Ассоциация аквилярии в г. Дунгуань в провинции Гуандун, Тяньцзиньский музей аквилярии, Музей провинции Шаньдун, храмы и центры традиционной культуры в провинции Цзянсу), так и на Тайване и в Гонконге.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Постепенно все больше людей начинают изучать историю ароматической культуры и особенности использования благовоний: религиозно-магическую обрядность, санитарно-гигиеническую сферу, область традиционной медицины, совокупность духовно-целительных практик, ритуалов даосско-буддийского, синто-буддийского и конфуцианского характера. Отдельный аспект связан с использованием различных ароматических средств, которые сейчас широко применяются в практиках восточной медицины.
«У этой специфической культуры в Восточной Азии есть огромное количество областей применения. При этом мы знаем о ней чрезвычайно мало. Я вижу свою миссию в том, чтобы знакомить современных людей с этим удивительным искусством, рассказывать, насколько оно прекрасно и полезно, как оздоравливает организм», — подчеркнула Елена Войтишек.
По ее словам, наше время предоставляет широкие возможности для изучения ароматической культуры в разных областях знания, включая археологию, историю, антропологию, этнологию, искусствоведение, медицину, биологию и ботанику.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики