По предварительным данным, на недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) было подписано 695 соглашений на общую сумму 5,67 трлн рублей. Директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко и Татьяна Остащенко, ведущий эксперт обсерватории, проанализировали для HSE Daily данные о 40 крупнейших сделках и назвали 5 ключевых трендов, которые во многом определят экономическое будущее страны в ближайшей перспективе.
Первым трендом стал приоритет развития за счет внутренних ресурсов, а не интеграции в мировую экономику. Несмотря на международный статус форума, среди 40 ключевых проектов лишь два, имеющих публичную оценку стоимости, заключены с зарубежными партнерами. Прежде всего это масштабное экспортное соглашение с китайской государственной корпорацией China Chengtong International Investment, предполагающее увеличение производства зерновых, зернобобовых и масличных культур (стоимость — 2 трлн рублей). Также на развитие экспорта направлено соглашение «Газпрома» и НК QazaqGaz, предусматривающее расширение поставок газа на внутренний рынок Казахстана, и техническое соглашение между «Газпромом» и китайской государственной нефтегазовой компанией CNPC о поставках российского газа в Китай по «дальневосточному маршруту». Их стоимость сторонами не раскрывается.
Зарубежные инвестиции представлены соглашением правительства Московской области с индийской фармацевтической компанией «Эдвансд» о строительстве завода по производству препаратов для лечения онкологических заболеваний и химическому синтезу фармацевтических субстанций. Первый этап строительства оценивается в 6,5 млрд рублей.
Очевиден разворот экономической активности на Восток (и это вторая важная черта соглашений), который, однако, пока не слишком спешит активнее открывать себя новому старому партнеру.
Третья важная особенность пула сделок ПМЭФ-2022 — абсолютное доминирование государственных игроков: институтов развития, госкомпаний и региональных органов власти. Частные компании участвовали в сделках на общую сумму 554 млрд рублей, что составляет лишь 19% от всех внутренних соглашений (рисунок 1).
При этом второй стороной почти всех сделок с частными компаниями стали региональные органы власти. Примерами таких контрактов являются соглашение между ГМК «Норильский никель» и правительством Мурманской области о строительстве в Мончегорске нового металлургического завода «Большая медь» (140 млрд рублей); соглашение компании GloraX и правительства Нижегородской области о сотрудничестве в реализации инвестиционно-девелоперских проектов (60 млрд рублей); договоренность правительства Ленинградской области и «Мегалайна» о строительстве транспортно-пересадочных узлов, а также иных объектов транспортной инфраструктуры (60 млрд рублей). Основные проекты частных инвесторов сосредоточены в следующих отраслях: обрабатывающая промышленность (32%), строительство жилья (28%), развитие инфраструктуры (14%) и туризма (13%).
Рис. 1. Стоимость и количество наиболее крупных соглашений ПМЭФ-2022 в разрезе участников
Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным официальных сайтов ПМЭФ-2022, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций — участников соглашений, СМИ.
Активная роль властей субъектов Российской Федерации подчеркивает национальный характер текущего форума; однако здесь проглядывает и сильная дифференциация в результативности их усилий. Среди регионов лидерами по объему заключенных соглашений стали Санкт-Петербург (19 соглашений на сумму более 340 млрд рублей), Ленинградская область (30 соглашений на сумму более 250 млрд рублей), Нижегородская область (25 соглашений на сумму более 240 млрд рублей).
Четвертая особенность — вполне понятный для масштабных государственных проектов фокус на развитие инфраструктуры (рисунок 2), например строительство объектов инженерной инфраструктуры в Нижнем Новгороде (131 млрд рублей), транспортной инфраструктуры — в Ленинградской области (78 млрд), здравоохранения — в Мурманской области (15 млрд). Инфраструктурной логике следуют и крупнейшие проекты с участием университетов: строительство университетского кампуса в Пушкинском районе Петербурга (98,8 млрд рублей) и международного межвузовского кампуса IT-направления в Самаре (26 млрд).
Рис. 2. Распределение стоимости внутренних соглашений ПМЭФ-2022 по сферам реализации, %
Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным официальных сайтов ПМЭФ-2022, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций — участников соглашений, СМИ.
И наконец, пятая, обобщающая большинство сделок ПМЭФ-2022 особенность — попытка придать новый импульс экономическому росту через реконфигурацию разнообразных государственных инвесторов, поиск наиболее эффективных комбинаций их бюджетов развития. Так, порядка 76% всего объема сделок госкомпаний заключено с государственными институтами развития и кредитными организациями. Например, меморандум Сбера и ДОМ.РФ о стратегическом сотрудничестве в сфере ипотечно-жилищного кредитования и развития рынка ипотечных ценных бумаг (1 трлн рублей), кредитное соглашение РЖД и ВТБ о финансировании объектов железнодорожной инфраструктуры (630 млрд), соглашение РНКБ и «КРЫМТЭЦ» о сотрудничестве в сфере развития энергетики (66,4 млрд).
В какой мере активное построение новых альянсов и соперничество за наиболее интересные проекты в огосударствленном экономическом мире смогут привести к обретению технологического суверенитета и росту благосостояния населения, покажет ближайшее будущее.
В расчетах используются данные о соглашениях, представленные в открытых источниках, в том числе на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций — участников соглашений, новостных порталов «Коммерсантъ», РБК, ТАСС, «Интерфакс», «РИА Новости», RG.RU.
Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0