Медицинские метакомпетенции: зачем врачу нужно быть еще и менеджером, инженером и даже артистом

За последние десятилетия в отечественном здравоохранении произошел огромный прогресс, но отрасль остается крайне зарегулированной, а сотрудникам медучреждений часто не хватает управленческих компетенций. Все это мешает эффективной работе системы. Кроме того, пациентов беспокоит проблема безопасности услуг, а участников рынка — отсутствие ответственности самих пациентов. 

В различных функциональных направлениях здравоохранения многие ключевые проблемы идентичны, в частности зарегулированность отрасли, нехватка квалифицированных кадров и недоверие со стороны потребителей медицинских услуг. Об этом говорили эксперты в ходе круглого стола «Медицина будущего: конкуренция или партнерство», организованного Центром программ развития руководителей Высшей школы бизнеса ВШЭ. 

«Регулирование запредельно. У нас более 60 федеральных законов, регулирующих деятельность здравоохранения, и несколько тысяч нормативных правовых актов, из которых 15% изменяются в течение одного года. Такое регулирование не учитывает природу медицинской науки, которая лежит в основе здравоохранения», — подчеркнул профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Юрий Восканян. 

По его словам, серьезной проблемой является также образование, компетентность медицинских работников. Она актуальна как для России, так и для других стран и продолжает увеличиваться. Сегодня врач не просто профессионал в области медицины: он должен быть еще и менеджером, инженером и даже артистом, чтобы сформировать у пациентов приверженность лечению. Таким метакомпетенциям не учат в медицинских вузах. 

«Отсюда вытекает проблема очень низких управленческих компетенций на местах. Не зная основ менеджмента, управлять такой сложной социотехнической системой, как медицинское учреждение, — это безумие. И из-за этого безумия мы видим сегодня многие проблемы, которых могло бы не быть», — считает он. 

Кроме того, очень остро стоит проблема безопасности медицинской помощи. Несмотря на то что за последние 50 лет произошел огромный прогресс в технологическом и ресурсном обеспечении здравоохранения, который в десятки раз увеличил безопасность медицинской помощи, пациенты оценивают ее как ухудшающуюся. Это происходит не только в России, но и во всех странах, где есть система здравоохранения, отметил профессор. 

Генеральный директор компании «Изварино Фарма», специализирующейся на производстве наиболее востребованных препаратов на российском рынке, Орест Ибрагимов продолжил тему недоверия потребителей — но к отечественным лекарствам, в частности к дженерикам. По его мнению, оно было создано усилиями медицинских представителей бигфармы. 

«В России практически нет технологического разрыва в отношении традиционных препаратов. Этот разрыв за последние 25 лет полностью ликвидирован, так как была введена практика GMP — надлежащая производственная практика. Но разрыв остается в отношении высокотехнологичных препаратов, например лекарств от онкологии, рассеянного склероза, ревматоидного артрита и других угрожающих жизни заболеваний. У нас в России только несколько компаний, которым удалось выйти на достойный уровень в производстве таких лекарств. Высокие технологии требуют серьезных вливаний», — рассказал он.

Кроме того, Орест Ибрагимов также посетовал на отсутствие у выпускников вузов требуемой квалификации в области фармацевтического производства. 

Фото: iStock

Директор по развитию крупнейшего национального фармдистрибьютора ФК «Пульс» Сергей Еськин также обратил внимание на сильную зарегулированность отрасли. 

«Мы до сих пор не можем договориться, розничные аптеки — это социальная структура или все-таки коммерция. Мы не сформулировали свое отношение к фарме с точки зрения той роли, которую она играет в лечении пациента и в здравоохранении вообще. Отсюда очень много неопределенности, много ярлыков», — сказал он. 

Например, несмотря на запрет отпускать рецептурные препараты без рецепта, если «пациент умрет в торговом зале», суд накажет за это фармацевта, который не продал необходимое ему лекарство. 

Модератор мероприятия Николай Соустин, руководитель программы МВА «Маркетинг и продажи» ВШБ, поднял проблему личной ответственности пациента. 

В России у пациента нет ответственности, есть только права, ответил Юрий Восканян. В некоторых странах пытаются решить эту проблему хотя бы с финансовой точки зрения, формируя систему взносов, которые пациент выплачивает ежегодно. Если он вовремя прошел диспансеризацию, выполнил все рекомендации врача и не болел, то в следующем году страховые взносы будут ниже. 

«В России эта проблема целиком лежит на медицинском сообществе. Она может быть решена только на государственном уровне. В противном случае добиться какого-либо соучастия больного не удастся», — подчеркнул он.

Фото: iStock

Дата публикации: 04.07.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: