Многие зарубежные разработчики и поставщики программного обеспечения, а также компании, предоставляющие различные услуги, например облачного хранения данных, свернули бизнес в России. О том, как найти замену ушедшим продуктам, а также о необходимости учитывать возникшие из-за санкций риски в колонке для HSE Daily рассуждает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной магистерской программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» Михаил Комаров.
На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда зарубежные поставщики отказывают в продаже, обслуживании и технической поддержке программного обеспечения (ПО) и в одностороннем порядке, нарушая договорные обязательства, блокируют доступы к облачным сервисам и пр. У компаний-пользователей фактически нет выбора: они должны либо самостоятельно заниматься разработкой необходимого им ПО, либо использовать российские или открытые, свободно распространяемые программные продукты. Безусловно, в настоящее время не приходится говорить о полной замене проприетарных (несвободных, патентованных) программных решений отечественными разработками, но комбинация с решениями, которые свободно распространяются на рынке, позволяет минимизировать потери компаний.
Импортозамещение иностранного программного обеспечения было запущено достаточно давно, имеется реестр отечественного ПО. Но не все было возможно заменить ввиду небольшого объема российского рынка и приверженности ряда компаний-потребителей зарубежному софту.
Нужно отметить, что переход с одного программного комплекса на другой часто может быть связан также с перестройкой бизнес-процессов внутри организаций, и в своих образовательных программах по направлению «Бизнес-информатика» мы регулярно обращаем внимание студентов на данную взаимосвязь. Такая перестройка — это небыстрый процесс, переход может занимать значительное время, если, конечно, он не вынужденный.
Я знаю большое количество примеров экстренной замены программного обеспечения, когда ряд облачных сервисов в одностороннем порядке закрывал доступ к своим решениям для российских компаний, фактически лишая их данных и информации, которые хранились в облаке. Есть кейсы, когда зарубежные разработчики программного обеспечения запрещали обновления своих систем пользователям из России. Это могло поставить под угрозу безопасность используемых решений, поскольку обновления должны были купировать обнаруженные уязвимости.
На мой взгляд, ведущие компании уже определились со своей позицией по работе в нашей стране, но сохраняются высокие риски использования зарубежных облачных сервисов, так как доступ к ним может быть заблокирован одномоментно. Я бы рекомендовал российским компаниям, если они еще не озаботились вопросами использования иностранных программных продуктов, задуматься по этому поводу. Это касается не только пользователей, но и разработчиков, поскольку многие среды для разработки являются проприетарными и доступ к их использованию может быть закрыт.
Я знаю, например, что многие дизайнеры жаловались на отсутствие аналогичных решений на отечественном рынке, а свободное ПО было значительно ограничено в функциональных возможностях по отношению к проприетарному. Серьезно, на мой взгляд, стоит вопрос разработки программ для промышленных компьютеров и устройств: в случае блокирования доступа к средам разработки придется искать обходные пути, поскольку альтернатив таким программам для зарубежного оборудования нет.
При отсутствии отечественных аналогов в первую очередь нужно проанализировать возможности использования свободно распространяемого программного обеспечения. Если таких решений нет, кажется логичным объединяться с другими компаниями на рынке и инициировать разработку отечественных решений, в том числе подавая сигнал рынку через ассоциации разработчиков ПО.
Безусловно, необходимо продумывать изменения в бизнес-процессах, а где-то и корректировать бизнес-модель. Но это лучше сделать заранее, до того, как те или иные ограничения будут реализованы и затронут работу предприятия. Мне кажется важным донести до компаний, что сейчас необходима консолидация усилий в данном направлении, объединение для борьбы с общими проблемами.
У себя на магистерской программе «Электронный бизнес и цифровые инновации» мы всегда стараемся обращать внимание студентов на альтернативные варианты решений и их влияние на добавленную стоимость. Рассматриваем конкретные бизнес-кейсы и приглашаем топ-менеджеров ведущих российских компаний поделиться опытом преодоления проблем, в том числе в период прошедшей пандемии COVID-19.
На мой взгляд, сегодняшняя ситуация, безусловно, несет ряд рисков и негативных последствий для бизнеса, но в долгосрочной перспективе положительно скажется на рынке программного обеспечения российской разработки.
На фото: Михаил Комаров. Источник: Высшая школа экономики