Обсуждавшаяся несколько лет идея внедрения в России исламского банкинга приблизилась к воплощению — разработан законопроект «О деятельности по партнерскому финансированию». В чем привлекательность исламских финансов, каким должно быть их регулирование, HSE Daily рассказала Мадина Калимуллина, старший научный сотрудник факультета права НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ—Сколково.
— В чем отличие исламского банкинга от традиционного?
— Основное отличие касается операций привлечения и размещения финансовых ресурсов. Исламские финансовые учреждения (ИФУ) предоставляют финансирование клиентам не в виде кредита под проценты, а на основе одной из сделок с реальными активами. Например, на условиях продажи с известной наценкой (в исламском банкинге эта сделка именуется мурабаха), где клиент в момент подписания договора становится собственником товара и обязан покрыть его стоимость в течение определенного договором срока. В случае просрочки оплаты учреждение не имеет права на какие-либо дополнительные платежи в свою пользу (штрафы, пени). Однако шариатские стандарты допускают в случаях просрочки без уважительных причин установление платежей в пользу благотворительности — это делается в целях соблюдения финансовой дисциплины со стороны клиента. В случае если клиент оказывается неплатежеспособным, учреждение может закрепить за собой право расторжения сделки и возврата товара с возвратом клиенту полученных от него платежей либо применить иные виды обеспечения исполнения обязательств клиента. Исламское финансовое учреждение может финансировать клиентов через договор исламского лизинга (иджара), где переход права собственности на объект лизинга может происходить только на основе договора, отдельного от договора аренды.
Мадина Калимуллина, фото: Рустам Калимуллин
Также клиенты ИФУ могут привлекать инвестиционные средства в свои проекты или бизнес через проектное финансирование (мудараба) или участие в капитале (мушарака) с разделением прибылей и рисков. ИФУ не вправе финансировать какие-либо виды деятельности, могущие повлечь за собой вред человеку, обществу или природе. Конкретные виды деятельности и рамки сделок определяет совет по этическому комплаенсу, действующий при каждом таком учреждении (как правило, он может именоваться шариатским советом). То есть это не только исключает финансирование производства алкоголя, табака, порноиндустрии, но, например, были кейсы в российской практике, когда совет блокировал сделку с кормами для животных, ибо были сомнения относительно того, насколько такой корм соответствует природному питанию животного.
ИФУ привлекают средства на условиях доверительного управления (мудараба) или беспроцентных займов (текущие счета). В первом случае доходность клиентов будет определяться в виде доли от общей доходности банка по операциям финансирования (общая мудараба) или по отдельной сделке (специальная мудараба).
При этом целый ряд банковских операций в традиционных и исламских банках происходит без значимых различий: это открытие и ведение счетов (не предполагающих начисления процентов), расчетные операции, валютообменные операции, банковские ячейки, агентские услуги.
— Что сегодня мешает финансовым организациям работать по канонам исламского банкинга на российском рынке?
— Нынешняя традиционная финансовая система основана на преобладании и даже монополии процента в качестве цели финансовых сделок. Поэтому концепцию исламских финансов, основанную на разделении прибыли и убытков в торговых сделках с реальными активами, довольно сложно реализовать в полной мере. Так, действующие сегодня в России исламские финансовые компании не могут иметь статус финансовых организаций, поскольку он подразумевает предоставление и привлечение средств под проценты. В то же время отсутствие статуса финансовых организаций влечет целый ряд ограничений. Основные среди них — это сложность привлечения инвестиций от широкой базы инвесторов ввиду как правовых ограничений, так и отсутствия доверия со стороны инвесторов, а также налоговый диспаритет в операциях финансирования, когда речь идет о торговых сделках. В результате клиенты, претендующие на получение финансирования в ИФУ, сталкиваются с более дорогими услугами, что делает нынешние ИФУ в России неконкурентоспособными по сравнению с банками по финансовым возможностям.
— Что показали попытки реализовать продукты исламского банкинга российскими финансовыми организациями?
— За последние 15–20 лет не менее 10 российских банков предпринимали попытки выхода на рынок исламского банкинга, но большинство из них, во многом ввиду законодательных ограничений, касающихся банковских операций, смогли реализовать не более одного продукта, и в основном это были карточные продукты. Сегодня услуги в этом сегменте предлагают только два банка — это «АК Барс», который реализует «исламскую ипотеку» через дочернюю структуру, и Сбербанк, который пока смог провести лишь единичные сделки, наиболее известные из которых — через зарубежные филиалы. При этом стоит отметить, что заявленные исламские финансовые продукты банка охватывают широкий спектр операций. Но пока массовая их реализация невозможна без понятного регулирования этой сферы.
Важным препятствием сегодня является практически полное исключение получателей исламского финансирования из льготных программ. При этом инструменты государственной поддержки, такие как субсидирование процентных ставок, чрезвычайно важны в приобретении жилья, финансировании малого бизнеса, субъектов сельского хозяйства.
Сегодня в таких программах могут участвовать преимущественно получатели обычных кредитов, но не участники сделок исламского финансирования.
Отдельная головная боль для участников сделок исламского финансирования — это эскроу-счета. Сегодня застройщик может воспользоваться такими деньгами только через банковской кредит, пусть и под символический процент. Для участников исламского рынка это недопустимая сделка. Здесь также необходима доработка законодательства.
При этом стоит отметить, что действующие ИФУ в России показали свою жизнеспособность в период кризисов 2014 и 2022 годов и резких колебаний курсов национальной валюты. Это во многом результат того, что все сделки связаны с реальными активами, а доходность клиентов выражена не в виде фиксированной ставки, но в виде доли от доходности учреждения.
— Как вы оцените в целом законопроект о регулировании исламского банкинга?
— Обсуждение подходов к регулированию сферы исламского банкинга проходит на разных государственных площадках уже более 7 лет. За это время у экспертного сообщества утвердилось понимание, что внедрение отдельной банковской лицензии для исламских банков, как это было сделано в Казахстане и Кыргызстане, в России реализовать сложно. В то же время создание отдельного вида финансовой организации, как предлагается в законопроекте, — это более жизнеспособное решение. Возможен и такой вариант: в свете общей постепенной трансформации российской финансовой и банковской систем, включая смещение акцентов на регулирование сделок, а не институтов, предлагаемое решение может быть усовершенствовано так, что оно будет включать в себя и ряд банковских операций.
Резюмируя, скажу: внедрение закона для данной сферы призвано прежде всего стимулировать экономическую и финансовую активность инвесторов, граждан и компаний, которые предпочитают не участвовать в процентных кредитных сделках.
— С какими проблемами может столкнуться реализация идеи регулирования исламского банкинга?
— Во-первых, важно, чтобы в ходе обсуждения и доработки законопроекта со стороны регуляторов итоговая модель новой финансовой компании была жизнеспособной и отвечала интересам как действующих участников рынка, так и потенциальных новых участников, в том числе зарубежных инвесторов.
На этапе экспериментального режима необходимо вовлечь в реализацию проекта широкий круг разнопрофильных участников, чтобы можно было проследить результативность различных видов сделок с разными видами активов, эффективность институтов разного масштаба и формата деятельности. Это необходимо еще и ввиду того, что сектор исламских финансов охватывает как банки, так и инвестиционные и финансовые компании. О страховом секторе пока говорить рано, но вопрос создания рынка для исламского (взаимного) страхования со временем также необходимо будет обсуждать, включая и решения по устранению ряда барьеров, прежде всего связанных с требованиями к активам для размещения страховых резервов (которые сегодня представлены преимущественно в виде процентных финансовых инструментов).
Во-вторых, нужно, чтобы при разработке нормативов учитывался объем операций и виды сделок и, соответственно, свойственные им риски. Ибо характер рисков, которым подвержены исламские финансовые компании и исламские банки, отличается от рисков обычных банков и микрофинансовых организаций.
Наконец, важно, чтобы новый закон действительно был направлен на решение существующих проблем и устранение барьеров для развития рынка, а не приводил к излишней его зарегламентированности.
— Как вы оцените шансы на успех развития исламского банкинга в России, в том числе шансы на привлечение средств из-за рубежа?
— На мой взгляд, очень важны результаты экспериментального режима, в том числе двусторонние договоренности со странами целевых инвесторов по участию в экспериментальном режиме, предоставление соответствующих преференций зарубежным инвесторам для доступа на ключевые рынки — сельскохозяйственный, рынок высоких технологий, строительства, финансирования приобретения жилья и другие. Необходимы будут точечные решения, адресный подход и регулярная обратная связь.
Фото: iStock