Стратегии магистрантов: по накатанным рельсам, глубокое погружение, междисциплинарная мобильность

Магистратура — это структурированная система с нетворкингом, кампусом, обществом интересных людей. Плюс «образовательная премия» за диплом магистра при найме на работу и возможность диверсифицировать личный портфель дипломов с учетом быстро меняющихся требований рынка. Так характеризует преимущества постдипломного образования директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Вышки Иван Груздев. В Культурном центре ЗИЛ он прочел лекцию «Распаковка магистратуры за час. Открытый разговор с исследователем НИУ ВШЭ».

Идея магистратуры — часть многоуровневой системы высшего образования, говорит Иван Груздев. Как отмечают большинство современных ученых, в числе которых экономисты, социологи, политологи, современный мир характеризуется высокой степенью неопределенности. «В обществе постоянно идут разговоры о том, что образование отстает от рынка труда. То есть университеты готовят людей по специальностям, которые быстро устаревают. Работодатели недовольны тем, что в индустрию приходят выпускники вузов, уровень образования которых не всегда соответствует требуемым компетенциям», — объясняет он.

Иван Груздев, фото: Высшая школа экономики

В качестве примера Иван Груздев привел задачу по проектированию образовательной программы в сфере IT, которую необходимо запустить в 2023 году. «Вы проведете масштабное исследование рынка, наймете классных методологов, педдизайнеров, распишете все компетенции, которые нужно освоить, и через пять-шесть лет появятся специалисты, освоившие эту программу. А теперь подумайте: рынок IT сейчас и пять лет назад — он остался прежним? Это уже во многом другой рынок. И скорость изменений только нарастает», — рассуждает эксперт.

Идея ступенчатого образования — это и есть реакция на сложившуюся неопределенность: «Вы четыре года сидите в бакалавриате, потом можете немного перенастроиться и мигрировать в более специализированную магистратуру. Эта ступень дает возможность некоторое время после бакалавриата не учиться, поработать, понять себя». Магистратура — это образование постдипломное, именно поэтому, например, развитию магистерских программ в Высшей школе экономики уделяется очень большое внимание: на сегодняшний день, по его словам, таких программ в ВШЭ 176: 3500 бюджетных мест и 3185 платных.

Директор по внутренним исследованиям Вышки рассказал также о пяти типах стратегий магистрантов. Первую он назвал «стратегией накатанных рельсов», когда выпускник продолжает учиться в своем же университете примерно в том же направлении, что и ранее. «Это возможность подольше “посидеть” в университете, пока не сориентировался», — говорит он. Вторую стратегию выбирают прагматики. Сторонники такого подхода предпочитают продолжать учебу в другом вузе, диплом которого, по их мнению, открывает дополнительные перспективы трудоустройства. «При таком подходе магистратура позволяет диверсифицировать ваш портфель дипломов», — отмечает Иван Груздев.

Третья стратегия — междисциплинарная мобильность. «У нас от четверти до трети всех абитуриентов приходят в магистратуру, чтобы сменить специальность. Они выбирают уже не вуз, а магистерскую программу», — поясняет эксперт.

Четвертая стратегия — глубокое погружение, когда выпускник чувствует себя вполне счастливым от того, что выбрал правильную специальность, но хочет углубить знания. «Пятая стратегия — остаться в университете, исследовать и преподавать, — поясняет Иван Груздев. — Если вы поступаете на единый академический трек “магистратура — аспирантура”, вам платят довольно высокую стипендию — 50 тысяч рублей, но это предполагает, что вы нигде больше не работаете. Вы становитесь ученым».

В Высшей школе экономики очень широкая программа внутреннего найма. Если студент хочет попробовать себя в исследованиях, он может делать это в процессе обучения и получать за это деньги. Так, в ВШЭ 49 научно-учебных лабораторий, которые изначально предполагают широкое подключение студентов: на одного сотрудника приходится минимум два студента. Также действует программа проектно-учебных лабораторий и проектно-учебных групп, когда сотрудник берет некую разработку, какой-нибудь внешний контракт и к его выполнению привлекает студентов, которые за это получают деньги. «Фишка ВШЭ в том, что это проектный институт, мы здесь не просто книжки читаем и что-то обсуждаем, мы делаем реальные дела для сообщества, для региона, для страны, для компаний», — говорит Иван Груздев.

Фото: Высшая школа экономики

Директор по внутренним исследованиям развеял миф о том, что ВШЭ — это заведение для мажоров: «У нас гигантский бюджетный прием, один из самых больших в России. Да, большинство студентов — из семей со средним и выше среднего достатком, но значительная доля магистрантов — это выходцы из низкодоходных групп. И у нас действует программа “Социальный лифт”, которая помогает поддерживать таких студентов».

«Почему же выпускники выбирают магистратуру, если многие считают, что может хватить и бакалавриата?» — задается вопросом Иван Груздев. «Существует мнение о том, что все университеты вымрут, поскольку люди будут учиться на коротких онлайн-программах, собирать свое образование из отдельных курсов, широко доступных в интернете, — говорит он. — Но главная проблема онлайн-курсов заключается в том, что для плодотворного процесса учебы слушатель должен иметь очень мощную идею — зачем ему это нужно, обеспечивать свою вовлеченность в обучение самостоятельно». Магистратура же — структурированная система с нетворкингом, кампусом, столовой, обществом приятных, воспитанных людей, продолжает он. При этом в Вышке появились и полностью дистанционные программы, которые сочетают преимущества онлайн-курсов (например, более свободный график) с интенсивностью и глубиной погружения традиционного обучения в университете.

«Есть такое понятие, как “образовательная премия”. Это добавленный доход, который вы получаете благодаря диплому, — отмечает Иван Груздев. — По данным исследователей из Вышки (Р. Капелюшников, 2021), окончившие вузы зарабатывают в среднем в 2 раза больше окончивших только средние школы. А если вы пошли в магистратуру, то за нее тоже есть образовательная премия — она достигает от 2 до 21% от суммы зарплаты, которую получает работник с более низким уровнем образования». Кроме того, по его словам, выпускники ведущих вузов страны в среднем получают зарплату на четверть или треть больше, чем выпускники прочих, менее статусных вузов.

Отвечая на вопрос аудитории, насколько в ВШЭ распространено явление, когда в магистратуре учатся люди старше 40 лет, Иван Груздев сказал, что сегодня в ВШЭ есть 50- и даже 60-летние студенты магистратуры.

Полную запись лекции Ивана Груздева можно посмотреть здесь.

Фото: Высшая школа экономики

Дата публикации: 27.07.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: