Каждый год в России в результате автомобильных происшествий погибают более 9 тысяч человек. В Вышке провели исследование, чтобы понять, какие факторы влияют на частоту и степень тяжести ДТП. В процессе исследования применяли новые методы моделирования аварийности. Об этом на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» рассказал выпускник факультета экономических наук 2022 года Стефано Босколо. Он — автор исследования «Оценка влияния ремонтных дорожных работ на частоту и тяжесть ДТП».
Программа «Экономический анализ» готовит специалистов-аналитиков, которые не только разбираются в вызовах современной экономики, но и находят решения с помощью инструментов Data Science.
Стефано Босколо в рамках своей выпускной квалификационной работы исследовал происшествия за период с 2017 по 2020 год. Работа разделена на две части: ДТП по степени тяжести и по частоте случаев. Основным источником информации о дорожных происшествиях стала база данных ГИБДД. Сведения о ремонтных работах были взяты с портала открытых данных РФ — данные более чем о 20 фактах ремонтных работ в рассматриваемом периоде. Кроме того, учитывались погодные условия как фактор влияния на аварийность.
Стефано Босколо, фото из личного архива
«За последние 20 лет Россия вдвое уменьшила показатели смертности в ДТП, но все равно пока заметно отстает в этом отношении от развитых стран. Однако если рассматривать показатели отдельно по Москве, то положительной динамики не наблюдается. А если сузить фокус до отдельно взятого Ленинградского шоссе, то видно, что количество ДТП последние несколько лет увеличивается ежемесячно, несмотря на то что на трассе постоянно строятся дополнительные развязки и в целом движение становится все более организованным», — поделился информацией Стефано Босколо.
Факторы, влияющие на ДТП на маленьких улицах и на больших дорогах, существенно различаются, пояснил он. Более того, различны и факторы на всей протяженности шоссе: каждая часть этой трассы уникальна. Поэтому было принято решение исследовать только одну часть Ленинградки, разделив ее на шесть отрезков по принципу пересечения с другой крупной транспортной артерией или развязкой для увеличения однородности данных.
Исследование представляет новые для России методы моделирования аварийности, отметил его автор. Применение панельных данных для отдельных частей шоссе стало одной из первых в мире попыток использовать такой подход. Работа показывает возможность применения различных методов анализа и моделирования на российских данных, рассказал Стефано Босколо. Выявлено, что влияние ремонтных работ, изменяющих геометрию дороги, на частоту аварий достаточно значимо. Также на этот показатель влияют погодные условия, усложняющие езду и увеличивающие плотность потока, что требует от водителя большей квалификации и опыта.
Однако на тяжесть ДТП наибольшее влияние оказывают переменные, которые не предполагают снижения водителем скорости заранее. «Больше всего на тяжесть ДТП влияет скорость. Если вы врежетесь в человека или в другой автомобиль на скорости 10 километров в час, вряд ли будут какие-то серьезные травмы. Однако на скорости 250 километров в час любое столкновение окажется летальным», — привел пример Стефано Босколо. По его мнению, тема исследования актуальна с точки зрения дорожной безопасности, ее дальнейшее изучение поможет оптимизировать бюджетные расходы, снизить частоту и смертность вследствие ДТП.
Фото: iStock