Интересы Росатома сегодня нацелены на Азию и Африку, наиболее реалистичными выглядят проекты в Индокитае, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах. О конкурентных преимуществах российской атомной энергетики HSE Daily рассказал заместитель директора Центра исследования устойчивого развития инфраструктуры НИУ ВШЭ Владимир Лихачев.
Первое, что хотелось бы отметить: Росатом — это госкомпания, и договоренности насчет проектов концерна идут на самом высшем уровне, в частности обсуждаются на уровне президентов. Россия выступает гарантом исполнения этих проектов, поэтому вполне возможно ассоциировать проекты Росатома с проектами страны.
Проекты Росатома весьма многообразны и многофункциональны, они не ограничиваются только атомной энергетикой. В частности, они связаны и с возобновляемыми источниками энергии, и с IT-проектами. Так, концерн занимается разработкой и созданием софта в рамках импортозамещения. Также у компании есть социально ориентированные проекты. Именно Росатому поручено развивать круглогодичное судоходство по Северному морскому пути, и это представляется весьма логичным, учитывая, что Росатом занимается и строительством ледоколов.
Что касается атомной энергетики, то, по всем прогнозам, или она немного вырастет в ближайшие годы, или произойдет стабилизация рынка. Сейчас отношение к атомной энергетике в мире изменилось. Во-первых, общество остыло после трагедии на Фукусиме и теперь вновь рассматривает атомную энергетику как перспективную отрасль, учитывая прогнозируемый рост цен на нефть. Одни страны думают о новых проектах, другие — о продлении службы существующих. На этом фоне позиции Росатома выглядят весьма неплохо.
Но надо понимать: все, что связано с атомными проектами, очень сильно завязано на политику. По этой причине, например, финны отказались от строительства атомной станции при участии России. Однако венгры, наоборот, продолжают сотрудничество и очень рады тому, что все идет по плану. Но в целом осуществление атомных проектов для России, скорее всего, будет возможным только в странах, которые смогут сопротивляться политическому давлению США, Европы и Японии.
Конечно, у Росатома есть целый ряд конкурентов в других странах, которые имеют как преимущества, так и недостатки. Это в том числе французские, корейские, китайские, американские компании. Например, преимущества и недостатки китайских компаний — это дешевизна и, соответственно, низкий уровень качества. Корейцы славятся строительством надежных атомных реакторов.
Строительство АЭС «Аккую» в Турции, фото: Росатом
Отличие Росатома от конкурентов заключается в том, что, кроме собственно строительства объектов, компания предлагает также набор технических и финансовых решений. Например, льготные условия финансирования. Такая схема была предложена и в Турции, и в Египте. Также Росатом предлагает очень красивые технологические конфигурации.
У российского госконцерна есть конкурентное преимущество по развитию атомной энергетики и других видов наукоемкого бизнеса в Азии и Африке по сравнению с компаниями других стран, соответственно, есть перспективы осуществления проектов. Однако нужно отметить, что в Азии вероятность их успешной реализации выше. Прежде всего это относится к Индокитаю, Индонезии, Филиппинам, Таиланду, поскольку там может быть спрос и на крупные, и на малые реакторы.
В Турции планируется запустить четыре энергоблока на АЭС «Аккую», строители уже приступили к сооружению четвертого. Также работа идет и с нашими партнерами по ЕАЭС. Например, Узбекистан до 2028 года планирует запустить первый реактор, а второй — к 2031 году. Сейчас идет обсуждение строительства малого реактора в Казахстане. Также есть перспективы осуществления проектов в Китае.
Что касается Африки, то реализация здесь проектов будет сильно зависеть от объема спроса. Концентрация энергопотребления не везде будет высокой, поэтому с проектами в Африке могут быть сложности. Это неоднозначный регион, с частыми военными конфликтами, столкновениями и в целом с политическими неурядицами. Но все же достичь договоренностей возможно в Гане, Нигерии, Южно-Африканской Республике. Причем в Южно-Африканскую Республику это будет уже второй заход.
Росатом планирует построить во Вьетнаме ветропарк мощностью 128 МВт — российский концерн и вьетнамская An Xuan Energy подписали соглашение о сотрудничестве. Нигерия открыла в марте тендер на строительство АЭС мощностью 4000 МВт, а Гана планирует до конца 2022 года определиться с местом для нового ядерного объекта. Россия рассматривается как вероятный партнер для обоих проектов.
Фото: Высшая школа экономики