В Европе не первый месяц стоит сильнейшая жара, столбики термометров поднимаются выше 40 градусов по Цельсию. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), не менее 10 стран пострадали от засухи, 44% территории Евросоюза и Великобритании находится на «предупредительном», а 9% — на «аварийном» уровне. Такие данные приводятся в докладе Объединенного исследовательского центра ЕК «Засуха в Европе: июль 2022 года». Как аномальная погода повлияет на сельское хозяйство, экономику и качество жизни людей — в материале HSE Daily.
В Европе пресса нынешнюю засуху называет рекордной за 500 лет. Водохранилища Испании в это время обычно заполнены на 60%, а сегодня — только на 40%. Во Франции питьевую воду доставляют грузовиками. Фермеры Италии могут потерять 60% урожая. В Германии обмелел Рейн, одна из главных транспортных артерий страны: еще немного, и судоходство по нему будет полностью остановлено. Во многих странах введены ограничения на потребление воды и электроэнергии.
Засуха усугубила проблему энергетической бедности, то есть низкой доступности для населения современных энергетических услуг. Впрочем, это проблема сформировалась еще в прошлом году из-за роста цен на энергоносители: по статистике ЕК, она затронула порядка 35 миллионов жителей ЕС, больше всего в Восточной и Южной Европе. Люди вынуждены жестко экономить, сокращая затраты на охлаждение и обогрев жилья и приготовление пищи.
Засуха в Европе приводит к целому ряду социально-экономических проблем, рассказал HSE Daily декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Николай Куричев. Резко увеличилась потребность в кондиционировании, и, соответственно, вырос спрос на электроэнергию. Вместе с тем из-за уменьшения стока и низкого уровня воды в водохранилищах во многих странах Европы упала выработка на гидроэлектростанциях. Из-за снижения уровня воды в реках возникли проблемы с транспортировкой топлива, например по Рейну, отметил Николай Куричев. Как следствие, упала выработка на угольных электростанциях, а мощность тепловых электростанций и без того немного уменьшается при росте температуры наружного воздуха. Кроме того, жаркая погода обычно безветренная, а значит, снизилась выработка на ветряках.
Фото: iStock
Все эти факторы усугубляют энергетический кризис. Цены на электроэнергию во многих странах Европы давно достигли рекордных значений, и это имеет уже негативные социальные последствия. Проблема энергетической бедности актуальна даже для развитых стран: там часть жителей с низкими доходами в условиях высоких цен на тепло и электричество вынуждены существенно ограничивать потребление. Раньше эта проблема была актуальна зимой, когда нужно оплачивать отопление и многим приходится жестко экономить, не позволяя себе комфортную температуру в домах. Сейчас возникла новая проблема — энергетическая бедность летом, подчеркнул Николай Куричев. «В Европе цены на газ держатся на уровне выше 1000 долларов за тысячу кубометров с осени прошлого года, в последние месяцы рекордно растут цены на электроэнергию. Когда оптовая цена за мегаватт-час составляет 200–300, а то и свыше 500 евро, то с учетом затрат на передачу и сбыт электроэнергии в месяц платежи среднего домохозяйства могут увеличиться на несколько сот евро. Многие люди не могут позволить себе оплачивать кондиционирование жилья и вынуждены терпеть жару», — констатирует эксперт. В таких условиях здоровье людей под угрозой. По данным на конец июля, смертность населения в Европе оценивается уже в десятки тысяч человек, что весьма тревожно. Кроме того, жара влияет на работоспособность — падает производительность труда, что приводит к потерям ВВП.
Профессор факультета экономических наук Высшей школы экономики Евгений Коган в своем телеграм-канале приводит консенсус-прогноз Bloomberg по основным макроэкономическим показателям ЕС. По итогам 2022 года ожидается замедление темпов роста ВВП до 2,7% (год к году) после роста на 5,3% в 2021 году; среднегодовая инфляция при этом может достигнуть 7,5%, а то и больше (по сравнению с 2,6% в среднем за прошлый год). А темпы роста промышленного производства упадут до 0,6% в 2022 году после роста на 7,5% годом ранее. «Это практически остановка», — констатирует Евгений Коган. Он подчеркивает, что на ухудшение цифр повлияла не только жара, но «она внесла свою лепту, причем немалую». И зимой лучше не будет: фьючерсы на электроэнергию на следующий год уже побили все рекорды.
Николай Куричев обратил особое внимание на потери сельского хозяйства. Воды для полива не хватает, урожай гибнет, приводя к огромным убыткам фермеров. Все это происходит на фоне и без того высоких цен на продовольствие. «Многим европейским политикам до сих пор казалось, что рекордный уровень цен на продукты питания — это проблемы исключительно развивающихся стран с высоким уровнем бедности. Однако сейчас они понимают, что это касается напрямую и Европы — продовольственная система недостаточно надежна, и изменения климата пробьют в ней серьезные прорехи», — полагает он.
Ольга Соломина, профессор, научный руководитель факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ
Гидроклиматическая изменчивость в Европе и Северной Америке в ХХ веке хотя и достаточно высокая, но не беспрецедентная — ни по амплитуде, ни по продолжительности, отмечает Ольга Соломина.
«О том, насколько экстремальной является засуха в Европе этим летом, можно судить по метеорологическим данным, однако эти ряды наблюдений относительно коротки. Продлить ряды можно с помощью исследования годичных колец деревьев, поскольку ширина колец многих видов тесно связана с условиями увлажнения», — рассказала она.
Благодаря многолетним исследованиям дендрохронологов и палеоклиматологов для Европы такая информация получена по двум последним тысячелетиям. Построены карты аномалий увлажненности (Cook et al., 2015). Эта работа показывает, что наиболее засушливым в северной и центральной Европе был период между 1000 и 1200 годами, который пришелся на так называемый средневековый оптимум.
Следующая мегазасуха в Европе длилась 37 лет — с 1437 по 1473 год. Примерно в это же время отмечалась самая сильная за последние 1000 лет засуха на юго-востоке Северной Америки.
Наконец, с 1779 по 1827 год в центральной и северной Европе произошла третья мегазасуха, которая была также зарегистрирована ранними инструментальными наблюдениями в Англии.
«Однако необходимо учесть, что европейские данные заканчиваются в 2012 году, а североамериканская реконструкция — в 2005-м, поэтому для корректных выводов об амплитуде нынешней засухи в исторической ретроспективе следует продлить ряды дендрохронологических наблюдений», — отметила эксперт.