Крупные сообщества в социальных сетях стали очень популярными у бизнеса, поэтому сейчас защита интеллектуальных прав в интернет-среде весьма актуальна. Тем не менее владельцы онлайн-сообществ пренебрегают возможностью обеспечить свои права. О том, с какими рисками можно столкнуться, HSE Daily рассказала патентный поверенный Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент», член правления Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), преподаватель ДПО кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.
Одна из главных причин — отсутствие объективной возможности зарегистрировать товарный знак на физическое лицо, в то время как в подавляющем большинстве случаев владельцы сообществ в соцсетях — это физлица. Регистрация товарного знака сегодня возможна только на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП).
Однако в июне текущего года президент страны подписал закон, который разрешает гражданам Российской Федерации быть правообладателями товарных знаков без оформления статуса ИП, он вступит в силу в июне 2023 года. Иными словами, правовая охрана средств индивидуализации в форме товарных знаков станет доступной для физических лиц.
Но есть еще одна проблема — это простое непонимание необходимости такой регистрации, ее ценности. Например, в творческой индустрии распространена работа с авторским правом, возникающим в силу создания произведения. Как следствие — частое заблуждение о существовании равнозначной формы правовой охраны и для слов (словосочетаний), каковыми являются названия сообществ: «придумал — и сразу охраняется». Но, к сожалению, на слова как таковые, за редкими исключениями вроде названий известных произведений, авторское право не распространяется.
Представители творческой индустрии часто регистрируют псевдонимы (ISNI), призванные удостоверить имя автора. Безусловно, регистрация имени или ISNI — важный компонент идентификации автора контента, однако эта форма не дает фактической защиты, равной товарному знаку. Например, запретить с помощью зарегистрированного псевдонима производство футболок с именем автора никак не получится. А вот товарный знак позволяет сделать это с легкостью.
О том, какие риски несет отсутствие товарных знаков, сказано немало. Но, возможно, они характерны только для маленьких, непопулярных пабликов? Тогда проблемы как бы и не существует — нераскрученное сообщество никому не интересно, и регистрация в общем-то не нужна. Мы решили рассмотреть, как обстоит дело, на примере крупных сообществ во «ВКонтакте».
Методика была максимально простой: брали название сообщества и выясняли наличие зарегистрированных товарных знаков. Общий объем выборки составил 50 крупнейших сообществ сети «ВКонтакте». Выводы совсем неутешительные: только 6% из них имеют зарегистрированный товарный знак. И, что ожидаемо, в основном это сообщества самой «ВКонтакте» — соцсеть уж точно знает, почему важна защита ее названия. Как видим, у подавляющего большинства товарного знака просто нет. В их числе — «Леонардо Дайвинчик» (более 15 млн подписчиков), «Корпорация зла» (более 8 тысяч подписчиков), «Палата №6» (около 8 млн подписчиков).
Еще более серьезная проблема у сообществ, товарный знак которых принадлежит третьим лицам. Их доля среди исследуемых — 16%. В их числе «Киномания» (более 13 млн подписчиков), «Не поверишь» (более 7 млн подписчиков), «Лайфхак» (около 8 млн подписчиков) и другие. Катастрофа в том, что создатель сообщества может его потерять, ведь, согласно правилам социальной сети, если права на название принадлежат третьим лицам, они могут серьезно осложнить работу сообщества, а в некоторых случаях даже требовать передачи им прав администрирования.
Кроме того, нельзя исключать утрату прав на использование собственного названия и символики сообщества. В результате придется менять и название, и фирменный стиль, что повлечет затраты на ребрендинг. Причем многие пользователи, запомнившие сообщество под прежним его брендом, могут быть потеряны безвозвратно. И это еще не все: в отсутствие зарегистрированного товарного знака владелец сообщества не может воспрепятствовать третьим лицам производить и продавать товары, маркированные таким обозначением.
Не следует забывать и о том, что если кто-то зарегистрирует товарный знак с таким же названием, как у вас (а в том, что этого не произойдет, нельзя быть уверенным), то вам придется выплатить компенсацию за нарушение интеллектуальных прав, размер которой может достигать 5 млн рублей.
Преодолеть второй барьер оказалось сложнее. По сути, владельцам групп необходимо больше информации о юридических последствиях отсутствия регистрации. Донесение этой информации возможно через специализированные образовательные мероприятия, вебинары, тренинги.
Сами социальные сети тоже могут внести весомый вклад в защиту товарных знаков владельцев сообществ на их площадках. Подсказки, инструкции, акцентирующие внимание на том, насколько значимо иметь зарегистрированный товарный знак для создаваемого на их базе сообщества, — все это может стать весомым аргументом в пользу более внимательного отношения к защите интеллектуальных прав на площадках.
В октябре 2022 года на базе кафедры менеджмента инноваций Высшей школы экономики в партнерстве с компанией «Онлайн Патент» стартует курс «Прикладные вопросы управления интеллектуальными правами в инновационных проектах». Это первый на российском рынке практико-ориентированный курс, решающий прикладные проблемы управления правами в текущей ситуации, требующей быстрого развития импортозамещающих решений.
Курс будет максимально полезен для руководителей и среднего менеджмента, отвечающего за создание, вывод на рынок инновационных технологий и продуктов, руководство инновационными и R&D-проектами, а также для сотрудников подразделений, отвечающих за правовую поддержку и сопровождение таких проектов.
Подробнее о курсе можно узнать здесь.