Михаил Котов: «Освоение космоса проходит не так, как предполагали ученые»

Михаил Котов, фото из личного архива
Михаил Котов, фото из личного архива

Космическая отрасль развивается непредсказуемо. Этим она интригует даже специалистов, глубоко погруженных в тему. В чем состоит миссия космической журналистики и почему человечеству нужно понять, чего оно ожидает от космоса, HSE Daily рассказал военный и научный журналист Михаил Котов, автор телеграм-канала «Контакт подъема», один из постоянных лекторов проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации».

В 2022 году проект «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отмечает свое двухлетие, а конференция «Медиакосм» — пятилетний юбилей. Постоянные партнеры из Федерации космонавтики России, Музея космонавтики, частной космической компании SR Space и научно-популярных медиа рассказали о своих профессиональных буднях, увлечении космосом и сотрудничестве с проектом.

Мой отец был руководителем полетов на военном аэродроме. Если твое детство проходит в гарнизоне, в первые 15–18 лет жизни ты впитываешь любовь к авиации. Все вокруг увлечены ею, много о ней читают. Увлекся и я.

В научную журналистику меня привел Даниил Кузнецов, нынешний главный редактор IQ.HSE. Он набирал команду в отдел «Наука» издания LIFE и пригласил меня присоединиться. Я взял 12–14 книг, посвященных развитию российского и международного космоса, прочел их и начал писать новости и статьи о космосе.

Мы работали увлеченно и профессионально, постепенно рубрика обрела хорошую репутацию в медиасреде. Однажды, отвечая на вопрос, что происходит в российской космонавтике, космонавт Геннадий Падалка просто дал ссылки на мои статьи. Тогда я понял, что действительно стал экспертом в космической области. После этого на меня стали выходить СМИ и заказывать материалы.

«Моя задача — узнать о научном открытии и доступно рассказать о нем широкой аудитории»

Я аналитик и чаще всего работаю так: собираю материалы, анализирую их и пишу статьи. Моя задача — изучить, как что-то сделали другие, а потом доступно рассказать об этом широкой аудитории. Сохраняя смысл, но не упрощая его. Я люблю писать колонки для ТАСС, потому что в них есть возможность представить свое мнение. Мне нравится делать лонгриды для «Профиля». Я пишу объемные разборы и точно знаю, что аудитории будут интересны мои размышления и расчеты.

Иногда я езжу в командировки. Принимал участие в экспедиции «Найти упавшую звезду»: мы встречали экипаж со съемок фильма «Вызов» режиссера Клима Шипенко. Проехали больше 1500 километров по казахстанской степи, ночевали в палатках. Октябрь, температура ниже нуля. Просыпаешься утром — вся палатка в инее. Это была очень волнующая поездка. В другой раз я был на космодроме «Морской старт» в бухте Славянка.

«Научная журналистика — это пространство возможностей»

Когда я работал менеджером в закупках и приходил к руководству со своими идеями, они далеко не всегда оказывались востребованными. Нужно было, чтобы я условно «копал отсюда и до обеда». А вот в журналистике ситуация радикально изменилась. Однажды коллегам по изданию WARHEAD я предложил рассказать о возможностях современной космонавтики по выводу техники на орбиту на примере постройки звездного крейсера. Все с радостью согласились и разрешили мне взять в работу такой текст. Мы придумывали уникальные вещи, после которых я уже не понимал, как можно заниматься чем-то другим.

Фото из личного архива Михаила Котова

В научной журналистике часто случается, что то, что ты считаешь банальным, не так очевидно для всех. Как-то раз редактор портала WARHEAD упрашивала нас написать текст о том, зачем танку сзади бревно. Мы думали, что это знают все: бревно нужно для самооткапывания. Были уверены, что, если мы напишем об этом целый текст, над нами будут смеяться. Тем не менее мы написали его, и текст выстрелил. Оказалось, что вопрос этот далеко не такой очевидный.

«Космос — это совсем не просто»

В научной журналистике важно использовать доступный язык, но не упрощать смыслы. Не люблю YouTube-ролики на тему «Космос — просто». Нет, космос — это вообще не просто, но очень интересно. О многих вещах можно рассказать понятным и доступным языком. Это сложно, но стоит того, чтобы это делать.

Использовать научный стиль с обилием терминологии можно только в научном или профильном издании. Как только мы приходим в научно-популярное СМИ типа N+1 или Naked Science, перед нами стоит задача рассказать самым разным людям о том, почему наша тема важна и интересна, почему об этом стоит прочитать.

В качестве примеров успешной популяризации космонавтики я бы назвал проект Everyday Astronaut Тима Додда. Не знаю, сколько стоит производство одного ролика, но на выходе всегда получается продукт, который может посмотреть и понять практически каждый. Команда Додда всегда помнит о своей аудитории, использует пояснения и схемы. Каждый ролик Тим Додд начинает с общих вопросов, а потом уходит в технические детали. Хотелось бы научиться делать, как он.

Если говорить о текстовой журналистике, мне нравится то, как пишут некоторые авторы The Verge. Они ориентируются на массового читателя, но не упрощают содержание вопросов, связанных с техникой или космосом.

«Космонавтика развивается непредсказуемо»

В современной космонавтике меня больше всего интригует то, что она развивается не так, как предполагали эксперты и ученые. В конце 1960-х годов группа сильнейших американских исследователей дала три варианта развития космонавтики. Они сделали позитивный, негативный и нейтральный прогнозы. В позитивном предполагалось, что орбитальные фабрики начнут работать уже через пять лет, будет построена окололунная станция. Негативный прогноз предлагал все то же, только с отставанием на 5–10 лет. К настоящему времени мы не выполнили и половины негативного прогноза. При этом человечество сделало гораздо больше других вещей, о которых они даже не предполагали.

Сегодня человечество находится в важной точке, где решается будущее космонавтики. При разговоре о космосе необходимо ответить самим себе на вопрос, зачем мы это делаем. Ответ «просто ради науки» уже недостаточен. Невозможно продолжать вкладывать деньги в космос и ничего не ждать в ответ. Целеполагание сильно изменит мировую космическую ситуацию.

Фото из личного архива Михаила Котова

На мой взгляд, человечество пока не готово создать колонию на Марсе, да и в принципе отправить марсианскую экспедицию в ближайшие 10–20 лет. От космоса всем хочется чего-то масштабного типа Луны или Марса, а он прирастает спутниками ДЗЗ, GPS и другими технологиями. Бизнес должен увидеть реальные возможности освоения космоса, развивать не только космический туризм. Человечество должно увидеть большую задачу и работать над ее решением.

«Важно говорить о космосе в гуманитарной перспективе»

В 2017 году я принял участие в дискуссии «Популяризация космической науки и отрасли в России: что есть и как должно быть?» вместе с Евгенией Ним и Марией Боруха. Говорил о том, почему и зачем нужна популяризация науки. Отстаивал позицию, что это интересно и очень важно.

С тех пор я периодически читаю научно-популярные лекции. Когда придумываю тему, отталкиваюсь от аудитории. Перед кем я буду выступать? Это дошколята, школьники или участники съезда любителей космонавтики?

Для лекций я выбираю или интересные темы, или малоизвестные вопросы, о которых люди хотели бы узнать больше. Наверное, моя любимая лекция — про новую лунную гонку. Эта тема прекрасно демонстрирует, что человечество движется вперед. Эта дорога не прямая, очень сложная, но мы не стоим на месте.

«Космос в медиакультуре» — очень важный проект. Много интересных разговоров на конференции «Медиакосм» помогали найти точки соприкосновения между техническими и этическими вопросами освоения космоса. Большинство статей о космонавтике посвящены технической стороне вопроса, а о гуманитарной стороне процесса до сих пор говорят очень мало. Есть еще много тем, которые только предстоит обсудить. Интересно, как космонавты общаются с людьми, какой месседж они несут как на Земле, так и во время полета. Еще не разобрали вопрос дизайна кораблей.

Что интересно, иногда сам вопрос, поставленный в теме доклада на конференции «Медиакосм», интересовал меня и двигал вперед мои размышления. Это дорогого стоит.

Дата публикации: 24.08.2022

Автор: Анна Правдюк

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: