Высшая школа экономики активно участвует в реализации государственной стратегии по повышению финансовой грамотности населения. Силами НИУ ВШЭ в 42 регионах страны созданы учебно-методические центры, там прошли обучение 30 тысяч учителей. Расчет на то, что они будут квалифицированно обучать финансовой грамотности детей. И схема «ВШЭ — регион — учитель — школьники» сработала, полагает Николай Берзон, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. О работе центра и необходимости повышения финграмотности он рассказывает в комментарии для HSE Daily.
Повышение финансовой грамотности — это национальная задача. Государство заинтересовано, чтобы в стране жили финансово грамотные люди, которые умеют управлять личными финансами, которые не ввязываются в различные финансовые пирамиды и не попадаются на удочку мошенников. Ежегодно российские граждане теряют миллиарды рублей из-за различных мошеннических схем. Поэтому в 2017 году правительство утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения России. Высшая школа экономики при поддержке Минфина России и Всемирного банка начала заниматься проблематикой финансовой грамотности в 2016 году. В структуре НИУ ВШЭ в 2016 году был создан Федеральный методический центр по повышению финансовой грамотности школьников.
С принятием стратегии началась активная работа, и Вышка участвует в ее реализации. Были подготовлены учебно-методические комплекты (УМК) по финансовой грамотности для каждой возрастной группы учащихся, начиная со 2-го класса и заканчивая 11-м классом. Комплект для каждого класса включает в себя учебное пособие для школьника, учебное пособие для учителя, в котором раскрывается методика преподавания финансовой грамотности, учебное пособие для родителей, потому что некоторые задания, например расчет семейного бюджета, школьник может сделать только при помощи родителей. Этим самым мы попытались вовлечь в процесс повышения финансовой грамотности и взрослое население. Плюс к этому разработали контрольно-измерительные материалы, то есть тесты, задачи с ответами. Таким образом учитель был вооружен всеми методическими материалами для грамотного проведения занятий с учащимися.
Почему была принята такая национальная стратегия? Это связано с тем, что российское население в целом обладает низким уровнем финансовой грамотности. Люди, которые более или менее прилично зарабатывают, у которых есть какие-то сбережения, пытаются эти сбережения сохранить и приумножить, чтобы создать финансовую подушку безопасности на свою будущую старость. Но чтобы сделать эти накопления, человек должен разбираться в финансовых инструментах, которые могут принести доходность, превышающую уровень инфляции, и в то же время эти финансовые инструменты несут в себе определенные риски. Наиболее популярный финансовый инструмент у российских граждан — это банковский депозит. Однако процентные ставки по депозиту в банках очень низкие и не перекрывают уровень инфляции. Тогда люди начинают ввязываться в какие-то финансовые пирамиды, где обещают доходность 20–25%. Люди попадаются на уловки мошенников и теряют свои деньги. А для государства это тоже потери. Когда человек остался без денег, с каким настроением он ходит на работу? О чем он думает? Вместо того чтобы делать дело, начинает анализировать, почему так произошло, как можно эти деньги вернуть, и ввязывается в еще более рискованные схемы.
В процессе реализации проекта по повышению финансовой грамотности учащихся силами преподавателей ВШЭ были разработаны хорошие учебно-методические материалы, которые прошли апробацию в пилотных школах, и только после этого они были предложены учительскому сообществу для использования в учебном процессе. Но создание УМК — это только полдела. Высшая школа экономики всех детей обучить не может. Перед нами встала задача создать в регионах опорные учебные площадки, которые смогли бы обучить учителей финансовой грамотности, так как сам учитель является, к сожалению, финансово безграмотным. Поэтому мы в 42 регионах России создали региональные учебно-методические центры по повышению финансовой грамотности педагогов школ и преподавателей средних профессиональных учебных заведений. Мы обучили в этих регионах финансовой грамотности более 30 тысяч учителей в надежде на то, что они будут проводить занятия со школьниками. Наша схема сработала, хотя в каких-то школах изучают финансовую грамотность, в каких-то — не изучают, потому что предмет был необязательным.
Фото: iStock
Мы все пытались через Минобрнауки, Минпросвещения, Минфин пробить введение в школах обязательных уроков по финансовой грамотности. Но это не удалось. Поэтому что мы сделали? Есть обязательные предметы. В обществознании есть раздел «Экономика». Вот мы в раздел «Экономика» в государственный образовательный стандарт ввели изучение вопросов по финансовой грамотности. Это был наш первый заход. И мы увидели — дети начинают понимать, что такое деньги, семейный бюджет, процентные ставки, акции и так далее. Мы нашу работу продолжили и добавили элементы программы финансовой грамотности в другие образовательные предметы, которые подлежат обязательному изучению, — в математику, географию, информатику и обществознание. Лучше, конечно, учиться на практических задачках, и математика, на мой взгляд, это самый удобный предмет, куда можно включить задачки по финансовой грамотности. Сравнивать процентные ставки банков, например.
С 1 сентября нынешнего года эти новые стандарты обучения будут обязательны во всех школах. Мы опять же подготовили методические материалы для учителей, чтобы они знали, какие задачки можно встроить в математику, на какую тему, показали решение этих задачек, предложили некоторые кейсы. Я думаю, что это тоже даст какой-то эффект. Это взгляд со стороны государства (на проблему финансовой грамотности). На мой взгляд, Высшая школа экономики выполняет здесь очень важную функцию.
Почему заинтересованы родители? В поисках доходных финансовых инструментов они интересуются инвестициями в ценные бумаги, покупкой акций, облигаций. И на сегодняшний день на Московской бирже открыто зарегистрированы более 20 миллионов частных инвесторов. Это 25% от всего трудоспособного населения России. Это значит, что инвестирует каждый четвертый человек в трудоспособном возрасте. А если, например, папы инвестируют, то неизбежно в семье начинают обсуждаться вопросы, что такое акции, почему нужно покупать то, а не это. Когда взрослое население активно участвует в биржевой торговле, это неизбежно затрагивает интересы всей семьи: идут какие-то разговоры, обсуждения. И родители понимают, что пришли на биржу без каких-либо специальных знаний.
Люди из-за того, что финансово не подготовлены для работы на рынке ценных бумаг, теряют свои деньги, особенно если хотят заработать сразу и много. Действительно, на бирже можно заработать значительно больше, чем на банковском депозите, там есть высокодоходные инструменты, но там, где высокая доходность, там и высокий риск. Не понимая соотношения риска и доходности, стремясь извлечь максимальную доходность, можно втянуться в игру с рисковыми финансовыми инструментами и потерять деньги.
Родители правильно рассуждают: пусть ребенок лучше в школе ознакомится с азами работы финансового рынка, постарается разобраться с тем, что такое акции первого эшелона, второго эшелона, в чем их плюсы и минусы. Когда сами обожглись, то, конечно, хочется сделать так, чтобы ребенок не обжигался. Поэтому родители и заинтересованы в том, чтобы в школах был введен курс финансовой грамотности.
Не только мы пытаемся в школе проводить уроки по финансовой грамотности, но и Центральный банк через свои региональные отделения, а также коммерческие банки. Банкам нужны клиенты, и они хотят получить их начиная со школьной скамьи. И если в школе увлекательно рассказывают, как устроен и как работает финансовый рынок, это пробуждает интерес. Тем более что идет активная реклама обучения. Сейчас все школьники сидят в интернете, а там, например, банк предлагает поиграть в игру «Мой вклад». И это тоже пробуждает у школьников интерес, особенно если они играют в эту игру и не выигрывают, — хочется понять, почему.